понедельник, 5 сентября 2011 г.

Русский язык - наше национальное достояние


Родная речь – Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык!
(Иеромонах Роман, 2001г.)

Создаём сборник "Русский язык. Венок славы".
Задание: просмотрите презентацию, прочитайте опорный конспект лекции, приведённый ниже, в тетради сделайте план. Найдите стихотворения, посвящённые русскому языку, добавьте текст, обязательно указав автора, в комментарии. Кстати, название сборника условное, можно предложить свой вариант.
     Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Язык служит прежде всего средством общения людей. Язык служит также и средством формирования и выражения мыслей и чувств, поскольку он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека.
  • Ученые пока не дают точного ответа на вопрос, сколько языков в мире. Считается, что сейчас в мире существует более пяти тысяч языков, среди них есть и «умирающие», на которых говорит все меньше людей, и совсем мало изученные.
  • Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества, является русский язык. Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения.
  • Русский язык — это язык русской нации, язык русского народа. Национальный язык — это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающих на общей территории, связанных общей экономикой, культурой, особенностями быта. Национальный язык включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы. Русский национальный язык имеет сложную и длительную историю. Начало его сложения относится к XVII в., периоду формирования русской нации. Дальнейшее развитие его тесно связано с историей и культурой русского народа.
  • Русский язык является государственным языком на территории Российской Федерации. Это означает, что на нем не только говорят в быту, на работе, но он также является официальным языком государства, языком науки и культуры.
  • На территории Российской Федерации немало автономных образований, и у каждого коренного народа, населяющего эти автономии, есть наряду с русским свой государственный язык.
  • Русский язык выполняет, помимо других, функцию межнационального общения, без которой невозможны были бы необходимые в быту и на работе связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.
  • Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Следовательно, лингвистика — это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке.

10 комментариев:

  1. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
    Но скупо вносим мы в него хороший склад.
    Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
    Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить.
    Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
    А правильно писать потребно всем уметь.
    -----А.Сумароков

    ОтветитьУдалить
  2. Мой верный друг! мой враг коварный!
    Мой царь! мой раб! родной язык!
    Мои стихи - как дым алтарный!
    Как вызов яростный - мой крик!

    Ты дал мечте безумной крылья,
    Мечту ты путами обвил,
    Меня спасал в часы бессилья
    И сокрушал избытком сил.

    Как часто в тайне звуков странных
    И в потаенном смысле слов
    Я обретал напев - нежданных,
    Овладевавших мной стихов!

    Но часто, радостью измучен
    Иль тихой упоен тоской,
    Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
    С душой дрожащей - отзвук твой!

    Ты ждешь, подобен великану.
    Я пред тобой склонен лицом.
    И всё ж бороться не устану
    Я, как Израиль с божеством!

    Нет грани моему упорству,
    Ты - в вечности, я - в кратких днях,
    Но всё ж, как магу, мне покорствуй,
    Иль обрати безумца в прах!

    Твои богатства, по наследству,
    Я, дерзкий, требую себе.
    Призыв бросаю, - ты ответствуй,
    Иду, - ты будь готов к борьбе!

    Но, побежден иль победитель,
    Равно паду я пред тобой:
    Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель,
    Твой мир - навек моя обитель,
    Твой голос - небо надо мной!

    31 декабря 1911
    -----В.БРЮСОВ

    ОтветитьУдалить
  3. Русский язык
    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    -----И.С.Тургенев

    ОтветитьУдалить
  4. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,-
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внуками дадим, и от плена спасем,
    Навеки.
    -----А.А.Ахматова

    ОтветитьУдалить
  5. Перед вами громада - русский язык!
    Наслаждение зовет вас, наслаждение
    погрузиться во всю неизмеримость
    его и изловить чудные законы его.
    -----Н.В.Гоголь

    ОтветитьУдалить
  6. Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    -----М. В. Ломоносов

    ОтветитьУдалить
  7. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
    ——-Н. В. Гоголь

    ОтветитьУдалить
  8. Язык, великолепный наш язык.
    Речное и степное в нём раздолье,
    В нём клёкоты орла и волчий рык,
    Напев, и звон, и ладан богомолья.
    ——-К. Д. Бальмонт.

    ОтветитьУдалить
  9. Николай Заболоцкий
    Читая стихи

    Любопытно, забавно и тонко:
    Стих, почти непохожий на стих.
    Бормотанье сверчка и ребенка
    В совершенстве писатель постиг.

    И в бессмыслице скомканной речи
    Изощренность известная есть.
    Но возможно ль мечты человечьи
    В жертву этим забавам принесть?

    И возможно ли русское слово
    Превратить в щебетанье щегла,
    Чтобы смысла живая основа
    Сквозь него прозвучать не могла?

    Нет! Поэзия ставит преграды
    Нашим выдумкам, ибо она
    Не для тех, кто, играя в шарады,
    Надевает колпак колдуна.

    Тот, кто жизнью живет настоящей,
    Кто к поэзии с детства привык,
    Вечно верует в животворящий,
    Полный разума русский язык.

    ОтветитьУдалить
  10. Анна Ахматова
    МУЖЕСТВО

    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки!

    ОтветитьУдалить