понедельник, 2 апреля 2012 г.

"Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец..."

Худ. В. Фебер
     "И то и другое будет ложно, - продолжает рефлексировать Печорин. - После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!"
     После выхода в печать роман Лермонтова вызвал бурную полемику - вот только несколько, в ключевых словах сформулированных,  позиций, приведённых в статье литературоведа Э. Э. Найдича "Герой нашего времени" в русской критике":



С. Бурачок. В «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности»; образ Печорина является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей».
Ф. Булгарин. «Лучшего романа я не читал на русском языке».
С. Шевырёв. «Сам Печорин… принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность».
В. Кюхельбекер. «…Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин».
В.Г. Белинский. «Богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»...

     Помня, что художественный образ, в том числе и образ главного героя, не может быть однозначным, ибо неотъемлемой частью его является читательское воприятие, а также не забывая, что в этом читательском воприятии нельзя, чтобы "моё" было больше и выше, чем "автор", - напишите на тему "Мой Печорин". Сделать это можно в формате синквейна или в виде мини-эссе. Прежде чем начать работу, посмотрите два отрывка из экранизаций романа - режиссёра С. Ростоцкого, 1966 года, и А. Котта, 2006 года. И, конечно, неплохо бы вновь обратиться к тексту, а ещё - поразмышлять над творчеством иллюстраторов романа...




...У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави боже! - поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог...
М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"



...Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины...
М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"

22 комментария:

  1. Печорин
    Влюбленный, уставший.
    Надоело, лукавил, стал скрытен.
    Постоянство он был нетерпевший.
    Безнадежен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неужели "безнадёжен"? Ведь он не преступник, не подлец, человек умный, думающий, решительный...

      Удалить
  2. Печорин... Для меня он глубоко несчастный человек. Его несчастье состоит в том, что он слишком рано познал все удовольствия, какие только можно познать за деньги, в том, что он видел, как порой самые гнусные,низкие люди достигали того, чего никак не могли достигнуть самые честные и благородные и в том, что он тоже поддался этому пагубному влиянию. Он понял, что общество далеко от идеалов, что для достижения чего-либо требуются не заслуги и не личные достижения, а подхалимство, стремление услужить и вечное желание выделиться, порой даже самым непристойным образом.Печорин стал лишним человеком, человеком без дела, и до которого никому нет дела.Ему ужасно надоел, опротивел столичный Петербург со всей своей мелочностью и ложью, он сам не раз совершал поступки, о которых не раз жалел впоследствии, его душа стала питаться несчастьем и горем окружающих, у него завелось множество недоброжелателей, которых он, впрочем, любил, но любил не по-христиански: ему понравилось то волнение, возникающее в крови, когда вступаешь с кем-то в борьбу, ему было приятно то удовольствие, которое он получал при торжестве победы. Но со временем даже к этому волнению он привык,и он бежал туда, где его жажда приключений была бы удовлетворена, бежал туда, где он снова мог почувствовать то волнение в крови, он бежал на Кавказ.Но и там он сумел привыкнуть к опасности настолько, что даже больше обращал внимание на комаров, чем на пули. И он снова заскучал. Скука - вот отчего бежит Печорин, а причина этой скуки - его воспитание, вложившее в его душу те пороки, какие он сам же презирал, но исправить в себе не в силах.Получается, Печорин бежит от самого себя, а значит он будет изгнанником вечно, так как ему нигде не будет покоя. Мне жаль его

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А можно было бы ему помочь? Ну вот если бы ты был его другом? Или - если "вообразиться" Печориным? Неужели такой человек - умный, образованный, волевой, ДУМАЮЩИЙ - обречён? "Пристрелить, чтоб не мучался"? А ведь он молод, здоров, не сказать что беден...В то время или в наше - даже не принципиально здесь это. Может, тут мысль о том, что настоящий путь всегда лежит через муку, через страдание - а страдание душевное ничуть не легче муки физической, - и через страдание - к обретению СЕБЯ? Что-то такое философское...

      Удалить
    2. Да, возможно, пройдя через какие-либо муки, он найдёт себе место в мире. Но нужно ли ему это место? Он и так неплохо устроился в обществе:относительно обеспечен, устроен, образован, в своём кругу пользуется успехом... Все те приключения, которые с ним случаются, результат его эгоизма, различных опытов. Бэла - попытка найти покой в любви дикарки; Мэри - результат психологического опыта, попытка понять женскую душу и мотив побуждений Грушницкого; таманское приключение - итог его особого интереса к жизни простых, нечистых на руку людей. Всё это Печорин делает от скуки, интереса. Печорин - эгоист, но эгоист страдающий, эгоист поневоле.Он устраивает всё это от скуки, от желания вызвать то, приятное ему, волнение в крови. Единственное, что мы можем ему посоветовать, это - найти дело воистину великое, стоящее, кот-ое целиком захватит всё его существо.Но на это Лермонтов говорит о себе,cвоих современниках и о своём герое, что "... мы не способны более к великам жертвам ни для блага человечества, ни даже собственного счастья, потому что знаем его невозможность..." Что же можно ещё сказать на это? Только пожелать ему удачи, пожелать найти всё-таки душевный покой и согласие.

      Удалить
    3. Да...
      "...Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге..."

      Удалить
  3. Я считаю, что слова Печорина и все слова в оправдвние его поступков, не оправдывают его в полной мере. Думаю, такому человеку, как он, следовало бы переосмыслить себя, свое мировоззрение и внутренний мир. Не нужно искать радикальных решений, действий, нужно постепенно меняться. Ему, по-истине эгоистичному, самолюбивому, неплохо было бы научиться прислушиваться и принимать в расчет чувства других людей, их желания и возможности, не ставя себя превыше всего.

    ОтветитьУдалить
  4. Я бы не дал ему отчаиваться так в себе. Сказал бы, что жизнь продолжаеться и совсем не стоит из-за таких неудач расстраиваться. Надо продолжать жить и идти вперед!

    ОтветитьУдалить
  5. Когда возникает непонятная ситуация в рассказе, всегда сложно сказать как ты бы поступил или сказал, будь на месте одного из героев. Порой размышления на эту тему длятся долгие месяцы, а порой - несколько минут. Но, наверное, я сказала бы, что Печорин поступает очень эгоистично, бедная Бэла. Он думает в первую очередь о себе, считает, что он несчастен, хотя он просто избалован. Но ведь он сам умчает себя, сам страдает, переживает от того, что совершает зло...

    ОтветитьУдалить
  6. Если бы я был другом Печёрина я бы наверно сказал ему:
    Братан, тебе не смоит убегать от того что не реально...Если ты захочешь, тебе никогда не будет скучно...Если человек чего-то хочет, по-настоящему хочет! ОН ДОБЬЁТСЯ ЭТОГО ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!
    То что ты ищешь, на самом деле вокруг тебя(свобода, развлечение,девушки..и т.д)
    и для этого не нужно уезжать в Америку, Аравию ну и т.д.

    ОтветитьУдалить
  7. Печорин
    деятельный, неудовлетворенный
    испытывает, постигает, ищет
    Ищущий нового выхода и утешения
    странен

    ОтветитьУдалить
  8. В классе я написала текст на эту тему. Звучит он так.
    Слова Печорина в его разговоре с Максимом Максимычем не оправдывают его. «Глупец я или злодей, не знаю». Я считаю, что глупец. Его слова полны самолюбием, звучат высокомерно и отрешенно. Он принимает эту наскучившую ему жизнь, как будто делает одолжение. Печорин не считает себя виноватым, напротив, «…так же очень достоин сожаления». Он пытается уйти от настолько наскучившей ему жизни проблем.
    Но перечитав отрывки из произведения, посмотрев его экранизации, я изменила свое мнение.
    «Мой Печорин…»
    Печорин – образованный человек, с критическим умом. Человек неудовлетворенный жизнью. Он не несчастен, нет. Он запутался. Чаще всего поступки его эгоистичны и жестоки, но он осознает это, «…одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда, как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому, что никто не знал о существовании погибшей ее половины...». Печорин оказался не способен ни к любви, ни к дружбе. Он испытатель судьбу. Хочет уехать. Уехать от скуки, пошлой жизни. Только не в Европу! Там все так же знакомо и похоже. В Америку, в Аравию, в Индию…. Если бы я была на месте Максима Максимыча или любого друга Печорина я бы поддержала бы друга, ведь он осознал, понял, что надо менять жизнь, которая так не удовлетворяла его. Единственное о чем бы я попросила его – это осознавать свой поступок, подумать хорошенько, а стоит ли!? И не отчаиваться, выкинуть из головы мысли «… авось где-нибудь умру на дороге!»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Правда ли, что слова «Многие знания - многие печали!» взяты из Библии?

      Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
      в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

      В Священном Писании, в книге Екклесиаста они звучат немного иначе («во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл.1, 18]), но смысл действительно таков. Речь здесь идет не столько о знаниях научных, сколько о знании жизни – в ней действительно очень много скорбного, и потому, чем лучше мы ее узнаем, тем больше поводов для скорби и печали появляется у нас".

      Человеку ДУМАЮЩЕМУ - всегда непросто... Всё-то у него через МУКУ... Достоевский с этой темой душу просто выжимает. А Лермонтов эту тему - "путь к спасению лежит через страдание", пожалуй, "зажигает" в русской литературе. Нет, у него нет ещё "к спасению" - это будет у Достоевского. Потому и ТРАГЕДИЯ лермонтовского, конечно, автобиографического героя в том, что этого "к спасению" нет. Но в связке "путь" и "через страдание" - уже есть...
      И ничего тут не посоветовать Печорину - человек должен пройти СВОЙ путь САМ. Для этого он приходит в этот мир.

      И всё же как дорого сочувственное слово... Как дорого это человеческое "поддержала бы друга", это "не отчаиваться")))

      Mary, спасибо за МЫСЛЬ...

      Удалить
    2. Согласна, ничего тут не посоветовать, но исходя от задания я бы сказала так...

      Удалить
  9. Он вызывает во мне жалость. Я его могу понять. Я бы посоветовал ему попробовать перебороть скуку. Например, он может попробовать найти себе увлечение, как-то связаное с этим. Или пусть он попробует внести в это какое-нибудь разнообразие. Он может делать то, что ему интересно, когда ему это интересно, и менять занятие, как только оно начинает надоедать.

    ОтветитьУдалить
  10. Слова Печорина и его поступки не являються оправданием. Я думаю,что он поступает неправильно по отношению к Бэле.Печорин думал только о себе,но не о счастье Бэлы.Печорин делал всё только для своей выгоды,ему была интересна только своя жизнь,но не как не хизнь окружающих его людей. Сам герой вызыввает жалость.Я думаю,что ему можно было помочь...

    ОтветитьУдалить
  11. печорин
    вольный,переменчивый
    жаждет,сознательный,ответственный
    жаждет чего-то нового
    неординарный

    ОтветитьУдалить
  12. Герой лермонтовской повести "Герой нашего времени" очень эгоистичный,умный и хладнокровный человек.Печорин происходил из дворянского рода. Нанятые небедными родителями заграничные педагоги и гувернантки занимались его образованием и воспитанием. Как и многие молодые люди из его круга, вырвавшись из-под семейной опеки Печорин стал играть в карты, общаться с женщинами и пр.
    Печорин увлекается Бэлой и выкрадывает ее из родительского дома с помощью ее брата. Сначала Бэла дичится Печорина, отказывается на него смотреть, принимать подарки. Как все жители города, Бэла очень ценит свободу. Но Печорин не оставляет своих попыток приручить гордую черкешенку, и она наконец сдается. Их счастье длилось примерно четыре месяца. Потом Печорин вновь начал скучать, Бэла надоела ему. Девушка начала чахнуть, из ее глаз пропал блеск. Потом Бэлу крадет разбойник Казбич. Когда Печорин и Максим Максимыч настигают его, он втыкает в девушку кинжал. Она умирает в долгих мучениях.
    Печорин начинает скучать и хочет уехать, но он все равно не сможет забыть все то, что случилось с ним за то время.

    ОтветитьУдалить
  13. Слова Печорина не оправдывают его поступки. Я считаю, что он не правильно поступил по отношению к Бэле. Печорин эгоистичный челове, он не думал о счастье Бэлы.Его интересовала только своя жизнь,
    считает, что он несчастен, но на самом деле он избалованный...

    ОтветитьУдалить
  14. Я думаю,что Печорин заигрался.Ему стали неинтересны барышни,которые к нему что-то чувствовали.Я бы ему посоветовала выбрать одну(Бэлу).Радовать её,восторгаться ею - и любовь бы у него не прошла,потому что он бы сам себе внушил,что она нужна ему,и то,что он её любит.В этой ситуации я вижу,что Печорин выглядит как разбалованный мальчишка, которому всё позволено,но в то же время его можно понять.Его презирают окружающие его люди и ему некомфортно в этом обществе.Но всё равно... Не нравится он мне!!!
    -----Настя А.

    ОтветитьУдалить
  15. Я считаю, что он не правильно поступил по отношению к Бэле.Печорин думал только о себе,но не о счастье Бэлы.Печорин делал всё только для своей выгоды,ему была интересна только своя жизнь,но не как не хизнь окружающих его людей.Слова Печорина и его поступки не являються оправданием.

    ОтветитьУдалить
  16. Судьба Печорина у меня вызвала жалость.
    Когда он вышел из-под опеки родных,он стал"наслаждаться всеми удовольствиями,которые можно было достать за деньги". Он так и не смог ощутить всей прелести жизни,он не смог полюбить.Не мог найти близкого себе человека...
    Я бы его выслушала,посочувствовала, но какие-то советы давать не стала, он сам виноват и сам должен понимать и исправлять свои ошибки.
    -----Катя

    ОтветитьУдалить