понедельник, 29 апреля 2013 г.

"Война и мир" в формате ЕГЭ

Л.Н. Толстой, «Война и мир» 1869
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6

Задания части С. 

С1.
•Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем „реальный" видимый Тушин»?
•На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в „Войне и мире" прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
•Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?
•Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в „Войне и мире" прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
С2.
•В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?
•Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.
•Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
•В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?
•В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?
•Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
С5.
•Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
•Является ли Николай Ростов авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
•Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир») 
•Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
•Как название романа Л.Н. Толстого «Война и мир» связано с его проблематикой?
•В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе «Война и мир»?
•Как вы понимаетет термин «диалектика души»? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
•В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л.H. Толстого «Война и мир»)?
•Является ли Платон Каратаев идеалом Л.H. Толстого (по роману «Война и мир»). Свое мнение обоснуйте.

6 комментариев:

  1. > На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?

    И на какие же?
    Старый чгк-шник во мне сделал стойку, и готов наброситься на огромное количество дуалей в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не ЧГК - это ЕГЭ... Дуали, действительно, могут и быть, но ответ должен соответствовать требованиям формата: "Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения". "Необходимость" изложения своей точки зрения в формате ЕГЭ возникает ооочень редко. Собственно говоря, вообще не возникает, и к тому же "свои" точки зрения не поощряются при проверке. В определённом смысле это оправдано, ибо "своя" точка зрения должна иметь базой начитанность, уверенное ориентирование в корпусе критики и т.п. А ЕГЭ не проверяет способность самостоятельно мыслить и не требует от сдающего филологических открытий - формат нацелен именно на проверку знания текстов и "школьных" путей толкования этих текстов.

      Конкретно по вопросу - тут основной путь ответа прост и основан на тексте - Толстой прозрачен и однозначен в оценке личности. Деление на "полюса" всех героев - по крайней мере большой части - очевидно и может быть сведено к антитезе "Кутузов"/"Наполеон", как к противостоянию "естественного", способного к изменению и "неживого", искусственного, статичного в человеке. Отнесение в тому или иному "полюсу" того или иного героя можно проследить и через романную судьбу его (например, такая удобная и своевременная смерть Элен - это исключительно "приговор" автора), и через оценочные суждения самого автора или других героев (например, слова Пьера о жене), и на уровне языка (на уровне эпитетов, метафор, сравнений и пр. , которыми рисуется образ той же Элен).

      Удалить
    2. Получается, для успешной сдачи теста по "Войне и миру" недостаточно от корки до корки прочитать сам роман, нужно знать ещё какое-то его каноническое толкование? Что-то здесь не так...

      Удалить
    3. Что значит "каноническое" толкование? Прочитать - да, разумеется. Знать определённые критические разборы текста, - тоже. Это специфика филологии - тексты не только читаются, но и толкуются, так или иначе осмысливаются. Интересно, вот, скажем, в математике можно ли решить оригинальную задачу, если не умеешь решать типовые? Найти верный путь доказательства теоремы, не зная хода тех доказательств, которые приводили в тупик? Здесь так же: выйти на "дуали" возможно при определённом уровне филологического кругозора, при знании, хорошо, пусть так звучит, "канонических толкований", которые могут быть и полярными. Это вопросы школьного экзамена, проверка базовых знаний и умений, собственно говоря...

      Удалить
    4. Жил в начале XX века такой индийский математик по имени Рамануджан. Классической школы у него не было. Он формулировал сложнейшие теоремы, вообще при этом не затрудняясь из доказательствами. Теоремы оказывались верными. Примеры формул есть в Википедии.

      Как научился? Прочитал книжку с 6000 формул без доказательств и комментариев. Видимо, это можно считать математическим аналогом досконального прочтения "Войны и мира".

      Но это, видимо, то самое исключение, которое подтверждает правило. Гений, что с него взять :)

      Удалить
    5. О да, это гений... А ЕГЭ нужно сдать каждому;)

      Удалить