Н. Г. Чернышевский |
"Долгие десятилетия, еще с дореволюционных времен, широчайшее распространение среди учеников и последователей Чернышевского имел восторженный взгляд на него самого, его эстетическую теорию, его роман “Что делать?” Его человеческие слабости, наивные и решительные суждения об искусстве, художественная беспомощность романа – все не замечалось или оправдывалось в свете образа подвижника-революционера. После Октябрьской революции это мнение утвердилась как директива, отступать от которой было опасно.
Существовала – и тоже с дореволюционных времен – точка зрения на Чернышевского как на опасного пропагандиста-бунтовщика, тайного руководителя нигилистической молодежи, подстрекателя знаменитых майских петербургских пожаров 1862 года, создателя злонамеренной и тупой теории искусства. Эта позиция возродилась в России конца XX века, после краха тоталитарной системы. К обвинениям, которые послужили царскому суду основанием для расправы с писателем, были добавлены новые. Его считали причастным к преступлениям, которые совершены в России в годы партийного террора, поскольку идеологи и руководители партии в числе своих учителей называли Чернышевского...
Существовала – и тоже с дореволюционных времен – точка зрения на Чернышевского как на опасного пропагандиста-бунтовщика, тайного руководителя нигилистической молодежи, подстрекателя знаменитых майских петербургских пожаров 1862 года, создателя злонамеренной и тупой теории искусства. Эта позиция возродилась в России конца XX века, после краха тоталитарной системы. К обвинениям, которые послужили царскому суду основанием для расправы с писателем, были добавлены новые. Его считали причастным к преступлениям, которые совершены в России в годы партийного террора, поскольку идеологи и руководители партии в числе своих учителей называли Чернышевского...
В 2000-е годы Чернышевского не ругают — его просто не читают...
...Чернышевский все-таки заслуживает, чтобы его читали. Не как пророка
социализма, не как веху в истории русского диссидентства и жертву режима
— как писателя, не только глубоко своеобразного по стилю и манере
письма, но и сумевшего сказать нечто важное о человеке и его жизни в
истории. Потому что Чернышевский — действительно хороший писатель".
Из статьи М. Елиферовой "Что делать с Чернышевским?" (Заметки читателя)
Комментариев нет:
Отправить комментарий