четверг, 11 октября 2012 г.

"Любовь — главнее всех". К разговору о "Капитанской дочке"

Титульный лист первого издания (1837)
     В декабре 1836 года в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке»? Почему она актуальна и по сей день? Почему ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? Об этом размышляет писатель и литературовед Алексей Варламов.

И ещё небольшой отрывок из эссе Фазиля Искандера о повести.

...Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича. Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему. 
     Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь — главнее всех. Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича. 
     Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И, многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого. Далеко не все потеряно.

1 комментарий:

  1. Слова песни

    На шарике этом летающем,
    С которого спрыгнуть нельзя,
    Эпоха досталась нам та еще,
    Но плакать не стоит друзья.

    Пусть редко удача встречается
    И выстлан не розами путь.
    Но все, что на свете случается,
    От нас не зависит ничуть.

    Припев:

    Зависит все, что в мире есть,
    От поднебесной выси.
    Но наша честь, но наша честь
    От нас одних зависит.

    Нам времечко выпало то еще,
    И что еще будет - бог весть.
    Одно у души есть сокровище,
    Оно называется "честь".

    Возможно и трубы победные,
    И деньги отдать до гроша,
    Но с честью до вздоха последнего
    Не может расстаться душа.

    ОтветитьУдалить