воскресенье, 7 октября 2012 г.

"Прощай, свободная стихия!": подводим итоги

Море...

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
А. С. Пушкин. "К морю"
     "Романтизм был не только литературным явлением. Он стал знамением и символом, душой и психологией, модой и костюмом времени: новое направление в литературе дало имя целой эпохе в духовной жизни Европы, в искусстве и в философии, в социологии и в истории, в филологии и в политической экономии; смена литературных направлений в глазах современников и потомков приобрела значение всемирно-исторического перелома... 

     Романтизм и был болезнью  века. Недаром обращение Пушкина к романтизму было отмечено внезапным появлением в его творчестве мотивов разочарования в жизни, бегства от друзей и возлюбленных. Так    первой «морской   элегией»   открылся романтический период в творчестве Пушкина. Спустя немногим более четырех лет вторая «морская элегия» ознаменует его конец...

...Романтизм был болезнью, и муза Пушкина  на какой-то срок оказалась больна «мировой скорбью». Глубинным смыслом романтического богоборчества было отрицание разумности и благости всего Божьего творения, в том числе и человека как создания несовершенного, хотя бы уж по причине его смертности, а также очевидной нравственной дисгармонии (бьггь может, смертностью предопределенной). «Творенье не годится никуда» — эти слова Мефистофеля можно было бы поставить эпиграфом к главе о романтизме в духовной истории Европы...

...Элегия «К морю» пишется в июле — ноябре 1824 года, одновременно с ней (в сентябре того же года), как бы в противовес элегической патетике прощанья с Байроном, Наполеоном и с океаном, пишется другая, намеренно прозаизированная «пьеса» (как тогда говорили) «Разговор книгопродавца с поэтом», в которой утрированно романтичному поэту противостоит деловой книгопродавец, резонно указывающий поэту, что и сами романтические страдания, раз уж они вылились в стихи, можно «обратить» «в пук наличных ассигнаций», которые обеспечат поэту желательную свободу. Правда, речь здесь идет уже не о политической Свободе, об освобождении крестьян, а о «свободе» с маленькой буквы, всего-навсего о личной независимости поэта от материальной нужды, от унизителыюй. бедности, и т. п. 

    Это подчеркнутое прозаизирование таких понятий как «поэзия», «свобода» и др., ирония по адрес романтического «поэта» (по своему собственному адресу) знаменовали наступление нового этапа в творчестве Пушкина..." Полный текст статьи М. Гончарова "Пушкин и романтизм" тут.

     Подводим итоги разговора об особенностях русского романтизма и - нашего творческого соревнования. В подарок всем авторам-участникам - небольшой фильм о судьбе и творческом пути Ивана Айвазовского.


Комментариев нет:

Отправить комментарий