Море... |
Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. А. С. Пушкин. "К морю" |
"Романтизм был не только литературным явлением. Он стал знамением и символом, душой и психологией, модой и костюмом времени: новое направление в литературе дало имя целой эпохе в духовной жизни Европы, в искусстве и в философии, в социологии и в истории, в филологии и в политической экономии; смена литературных направлений в глазах современников и потомков приобрела значение всемирно-исторического перелома...
Романтизм и был болезнью века. Недаром обращение Пушкина к романтизму было отмечено внезапным появлением в его творчестве мотивов разочарования в жизни, бегства от друзей и возлюбленных. Так первой «морской элегией» открылся романтический период в творчестве Пушкина. Спустя немногим более четырех лет вторая «морская элегия» ознаменует его конец...
...Романтизм был болезнью, и муза Пушкина на какой-то срок оказалась больна «мировой скорбью». Глубинным смыслом романтического богоборчества было отрицание разумности и благости всего Божьего творения, в том числе и человека как создания несовершенного, хотя бы уж по причине его смертности, а также очевидной нравственной дисгармонии (бьггь может, смертностью предопределенной). «Творенье не годится никуда» — эти слова Мефистофеля можно было бы поставить эпиграфом к главе о романтизме в духовной истории Европы...
...Элегия «К морю» пишется в июле — ноябре 1824 года, одновременно с ней (в сентябре того же года), как бы в противовес элегической патетике прощанья с Байроном, Наполеоном и с океаном, пишется другая, намеренно прозаизированная «пьеса» (как тогда говорили) «Разговор книгопродавца с поэтом», в которой утрированно романтичному поэту противостоит деловой книгопродавец, резонно указывающий поэту, что и сами романтические страдания, раз уж они вылились в стихи, можно «обратить» «в пук наличных ассигнаций», которые обеспечат поэту желательную свободу. Правда, речь здесь идет уже не о политической Свободе, об освобождении крестьян, а о «свободе» с маленькой буквы, всего-навсего о личной независимости поэта от материальной нужды, от унизителыюй. бедности, и т. п.
Это подчеркнутое прозаизирование таких понятий как «поэзия», «свобода» и др., ирония по адрес романтического «поэта» (по своему собственному адресу) знаменовали наступление нового этапа в творчестве Пушкина..." Полный текст статьи М. Гончарова "Пушкин и романтизм" тут.
Подводим итоги разговора об особенностях русского романтизма и - нашего творческого соревнования. В подарок всем авторам-участникам - небольшой фильм о судьбе и творческом пути Ивана Айвазовского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий