воскресенье, 13 января 2013 г.

"Буря бы грянула, что ли?" К разговору о лирике Некрасова

Худ И. Крамской

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!


Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи!..

Н. Некрасов


Материалы к теме "Своеробразие художественного мира Некрасова" - продолжая разговор:

1. Лекция Д. Бака на странице "Лекции";
2. Статья Александра Мелихова из сборника "Литературная матрица" (кстати, рекомендую - сборная авторов этой книги отражала не их личные пристрастия, а современное состояние русской литературы во всем ее разнообразии, как эстетическом, так и идейном, — чтобы читатель мог не только проследить, чем жила русская литература с начала XIX века по середину XX-го, но и увидеть, чем она жива сегодня. Поэтому в составе авторов этого сборника есть поэты и прозаики, маститые и совсем молодые литераторы, живущие как в России, так и за ее рубежами);
3. П. Вайль, А. Генис. Статья "Любовный треугольник. Н. А. Некрасов" - из сборника "Родная речь. Уроки изящной словесности" (Петр Вайль и Александр Генис - русские писатели, сформировавшиеся на Западе - авторы  увлекательных  и  тонких  эссе.  В  своей  книге  с  блеском, остроумием и изяществом  авторы демонстрируют свежий и нетрадиционный взгляд на русскую литературу).

Опорная шпаргалка-цитатник



Особенности художественного мира Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78)

«Это было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф.М.Достоевский).

«Этими стихотворениями он привил несколько дельных мыслей в обществе, ими развивает он массы людей малоразвитых и непривычных к пониманию поэзии. В них он был прям и искренен…» (А.В.Дружинин).

«Некрасов открыл в нашей поэзии новую струю… Эта новая струя есть реальный и социальный элемент в его поэзии… Любовь к ближним, низко стоящим в общественной лестнице, сила гражданского чувства и, наконец, замечательное чувство природы… - вот что дает притягательное свойство поэзии г. Некрасова» (А.Пятковский).

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного» (Д.И.Писарев).

« <Некрасов> явственно видел ту пропасть, какая отделяла его идеалы и мечты от действительности. Может быть, это и придавало многим его стихам оттенок искренней меланхолии, благородной печали… Быть певцом великого народа и сострадальцем великих страданий захотел Некрасов… Задача, посильная только для героя или святого, оказалась непосильной для него. Он, как все, был прикован к минутным благам жизни…». (Ю.Айхенвальд).

«Некрасов – поэт города Петербурга…Поэт кошмарной столицы, поэт погоды и непогоды, одну за другой, в желтых тонах тумана,  рисовал Некрасов свои тоскливые картины… Его, этот современный человеческий город, «опоясанный гробами», незаметно переходящий в топкие могилы кладбищ, - город, где жизнь похожа на смерть, где обе они сливаются в одно фантастическое целое, в один сумбур и бред, - город с его бессолнечным утром и лихорадочными сумерками, с его преступной ночью…- все это дерзнул Некрасов воплотить в поэзию… странностей, диссонансов, уродства, судорог и противоречий действительности… Это – завоевание, это – новая мрачная провинция красоты» (Ю.Айхенвальд).

«Казниться и каяться было его постоянной потребностью» (К.И.Чуковский).

«Мы знаем множество революционеров, пылавших ненавистью, но отнюдь не любовью: их ненависть к тирании слишком часто оказывалась завистью неудавшихся тиранов к удавшимся. Но источником некрасовской мести и печали была несомненно любовь. Его гений поднимается выше всего не тогда, когда он бичует и обличает, а тогда, когда он сочувствует и воспевает… Не спорю, Некрасов действительно с редкостной силой оплакал страдания народа. Но он еще более гениально воспел народную мощь и красоту! Однако, к несчастью для России, только первая ипостась его гения была востребована “народными заступниками”, не умеющими обретать счастье в работе и в гульбе…» (А. Мелихов. Сб. «Литературная матрица»).

«Поэзия Некрасова повлияла, на мой взгляд, на всех значительных поэтов XX века. Даже на тех, кто не отдавал себе в этом отчета. Даже на тех, кто его „не очень“ или „совсем“ не любил. Некрасовская поэтика вошла в организм отечественной словесности как вещество, подобное соли» (Ю. Мориц).

«Некрасов был для меня не столько гражданским поэтом, сколько учителем формы. Вероятно, потому, что его технические приемы проще и выявленнее, чем у Пушкина и Лермонтова. Мне нравилась сжатая простота Некрасова и его способность говорить о текущем» (М. Волошин).