Худ И. Крамской |
Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Грянь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи, Чашу вселенского горя Всю расплещи!.. Н. Некрасов |
Материалы к теме "Своеробразие художественного мира Некрасова" - продолжая разговор:
1. Лекция Д. Бака на странице "Лекции";
2. Статья Александра Мелихова из сборника "Литературная матрица" (кстати, рекомендую - сборная авторов этой книги отражала не их личные пристрастия, а
современное состояние русской литературы во всем ее разнообразии, как
эстетическом, так и идейном, — чтобы читатель мог не только проследить,
чем жила русская литература с начала XIX века по середину XX-го, но и
увидеть, чем она жива сегодня. Поэтому в составе авторов этого сборника
есть поэты и прозаики, маститые и совсем молодые литераторы, живущие как
в России, так и за ее рубежами);
3. П. Вайль, А. Генис. Статья "Любовный треугольник. Н. А. Некрасов" - из сборника "Родная речь. Уроки изящной словесности" (Петр
Вайль и Александр Генис - русские писатели, сформировавшиеся на Западе -
авторы увлекательных и тонких эссе. В своей книге с блеском,
остроумием и изяществом авторы демонстрируют свежий и нетрадиционный
взгляд на русскую литературу).
Опорная шпаргалка-цитатник
Опорная шпаргалка-цитатник
Особенности
художественного мира Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78)
«Это
было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживающая
рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии
его на всю потом жизнь». (Ф.М.Достоевский).
«Этими
стихотворениями он привил несколько дельных мыслей в обществе, ими развивает
он массы людей малоразвитых и непривычных к пониманию поэзии. В них он был
прям и искренен…» (А.В.Дружинин).
«Некрасов
открыл в нашей поэзии новую струю… Эта новая струя есть реальный и социальный
элемент в его поэзии… Любовь к ближним, низко стоящим в общественной
лестнице, сила гражданского чувства и, наконец, замечательное чувство
природы… - вот что дает притягательное свойство поэзии г. Некрасова» (А.Пятковский).
«Некрасова,
как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека,
за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного»
(Д.И.Писарев).
«
<Некрасов> явственно видел ту пропасть, какая отделяла его идеалы и
мечты от действительности. Может быть, это и придавало многим его стихам
оттенок искренней меланхолии, благородной печали… Быть певцом великого народа
и сострадальцем великих страданий захотел Некрасов… Задача, посильная только
для героя или святого, оказалась непосильной для него. Он, как все, был
прикован к минутным благам жизни…». (Ю.Айхенвальд).
«Некрасов
– поэт города Петербурга…Поэт кошмарной столицы, поэт погоды и непогоды, одну
за другой, в желтых тонах тумана,
рисовал Некрасов свои тоскливые картины… Его, этот современный
человеческий город, «опоясанный гробами», незаметно переходящий в топкие
могилы кладбищ, - город, где жизнь похожа на смерть, где обе они сливаются в
одно фантастическое целое, в один сумбур и бред, - город с его бессолнечным
утром и лихорадочными сумерками, с его преступной ночью…- все это дерзнул
Некрасов воплотить в поэзию… странностей, диссонансов, уродства, судорог и
противоречий действительности… Это – завоевание, это – новая мрачная
провинция красоты» (Ю.Айхенвальд).
«Казниться
и каяться было его постоянной потребностью» (К.И.Чуковский).
«Мы
знаем множество революционеров, пылавших ненавистью, но отнюдь не любовью: их
ненависть к тирании слишком часто оказывалась завистью неудавшихся тиранов к
удавшимся. Но источником некрасовской мести и печали была несомненно любовь.
Его гений поднимается выше всего не тогда, когда он бичует и обличает, а
тогда, когда он сочувствует и воспевает… Не спорю, Некрасов действительно с
редкостной силой оплакал страдания народа. Но он еще более гениально воспел
народную мощь и красоту! Однако, к несчастью для России, только первая
ипостась его гения была востребована “народными заступниками”, не умеющими
обретать счастье в работе и в гульбе…» (А. Мелихов. Сб. «Литературная матрица»).
«Поэзия
Некрасова повлияла, на мой взгляд, на всех значительных поэтов XX века. Даже
на тех, кто не отдавал себе в этом отчета. Даже на тех, кто его „не очень“
или „совсем“ не любил. Некрасовская поэтика вошла в организм отечественной
словесности как вещество, подобное соли» (Ю. Мориц).
«Некрасов
был для меня не столько гражданским поэтом, сколько учителем формы. Вероятно,
потому, что его технические приемы проще и выявленнее, чем у Пушкина и
Лермонтова. Мне нравилась сжатая простота Некрасова и его способность
говорить о текущем» (М. Волошин).
|