среда, 30 января 2013 г.

"Ты и блаженство, и безнадежность..." Последняя любовь Поэта




О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
                                    Ф. Тютчев

     Это в школьном учебнике по литературе Тютчев такой непрезентабельный – худой всклокоченный старик. Но как его любили женщины! «Так пламенно, так горячо любившей наперекор и людям, и судьбе» – это об одной из них. О его музе. Елене Александровне Денисьевой.
     Елена Александровна рано лишилась матери. Ее отец, майор Денисьев, собравшись жениться во второй раз, отправил дочь подальше от новой жены, а именно – в Петербург, к тетке. Анна Дмитриевна, инспектриса Смольного института благородных девиц и светская львица, встретила Лёлю как родную дочь.
     Так 24-летняя прелестница обосновалась в столице и начала постигать науки девичьего института, между прочим, вместе с двумя старшими дочерьми Тютчева. Где и как столкнула их судьба – неведомо, но вспыхнувшая к юной институтке любовь захватила престарелого (а по тем временам 47 лет – солидный возраст) поэта и потянула в свой темный омут.
     Связь Тютчева и Денисьевой очень скоро перестала быть тайной. Скандал разразился страшнейший! Майор Денисьев громогласно отрекся от дочери. Родственники отворотили носы. И только тетка поддержала племянницу. Реакция последовала незамедлительно: в Смольном Анна Дмитриевна тут же получила отставку. Вместе с Еленой она перебралась в съемную квартиру, где встречи горе-влюбленных продолжились.
     А что же Федор Иваныч? Изгнание из аристократических кругов его не коснулось. Но и любовь к юной Елене Денисьевой названа роковой не из-за светского скандала – подумаешь, катастрофа!
     Все дело в том, что Тютчев был женат. И жену свою не то, что любил – боготворил! Без преувеличения.
     Баронесса Эрнестина Дернберг, или, как ее называл Тютчев, Нести, была завещана поэту ее собственным мужем. На вечере, где впервые увидели друг друга Тютчев и Эрнестина, барону внезапно стало плохо. Уезжая с бала и настаивая, чтобы супруга продолжала веселиться, он обратился к Федору Ивановичу: «Поручаю вам свою жену». Через несколько дней барон скончался от брюшного тифа...
     Брак с Эрнестиной стал вторым в жизни поэта. К моменту знакомства и увлечения баронессой Тютчев был женат на Элеоноре Петерсон. Узнав о том, что у мужа есть возлюбленная, Элеонора нанесла себе несколько ударов кинжалом в грудь. Но выжила. Простила. Смирилась, точнее. Как через много лет – и Эрнестина, уже официальная жена поэта. Столь любящая, безоговорочно и слепо, столь страдающая. Но неизменно все прощающая.
     Везло Тютчеву с женщинами...

За текст спасибо источнику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий