понедельник, 25 ноября 2013 г.

"В муках и утратах раскрепощается душа..." Судьба русского реализма

Судьба реализма в русской литературе рубежа веков


Своеобразие реализма рубежа веков

Путь к художественным открытиям – дорогой субъективных мироощущений, сугубо авторским восприятием времени. Почти исчез герой – носитель представлений самого художника, образ человека, так или иначе воплощавшего заветные его мысли, адекватный идеалу писателя.  Пестрый, изменчивый и одновременно прекрасный мир остается загадкой – отсюда поток раздумий, предчувствий, исходящих от самого художника – предельно разрослось авторское начало в повествовании

Герои – «средней руки» интеллигенты, офицеры низших чинов, солдаты, крестьяне, босяки («деклассированные элементы») – зыбкость их внутреннего состояния по-разному, но одинаковую боль вызывает у писателей; сонность, отчужденность души от мира многократно усилились, стали привычными, незаметными.

В центре внимания – загадки самой природы человека; социально-психологические истоки соотносились с подсознательными процессами: влиянием «силы плоти» на «силу духа», столкновением разума и инстинкта, инстинкта и интеллекта, одухотворенной души и бездушной машины. Извечно люди обречены на смутные, спутанные переживания, что влечет к печальной и горькой судьбе. План событий, общения персонажей всемерно упрощается, зато пределы душевной жизни раздвинуты, сопровождены утонченным анализом внутренних состояний персонажа. Сложные темы, требующие развернутого воплощения, представали в «сжатой» форме, так как зачастую выражены через символизацию явлений. .

Авторский взгляд постоянно устремлен за границу избранной ситуации, к человеку и миру в целом. Свободно расширены пределы изображаемых времени и пространства (часты библейские образы и мотивы, реминисценции фольклорные, историко-культурные и литературные, нередко к личности классиков).

При том, что авторские раздумья пронизывают произведение, нет следа поучительных или пророческих интонаций. Освоение действительности не дает однозначного ответа. Читатель привлекается к со-познанию, со-творчеству. Проза этого времени звала к дискуссии. Оригинальна по сравнению с классической прозой структура изложения – «молчаливый спор», т.е. внутреннего противостояния разных точек зрения. Иногда автор незаметно включается в речевой поток персонажей, корректируя, уточняя, оценка и обобщение передаются экспрессией изложения, подбором и тонировкой образов, деталей.  Пристальный анализ реальных процессов совмещается со смелой романтической мечтой, романтизацией отдельных настроений и героев, условными, фантастическими фигурами. Предвосхищается разнонаправленная поэтика, близкая романтизму, импрессионизму, символизму, экспрессионизму.

И все же – страстное влечение к классическому наследию. Идеалом воспринималось творчество Пушкина – он постиг те противоречия русской истории, которые теперь приобрели особую остроту, воспел нетленные ценности человеческой души, жизни, природы. Также обширно – притяжение к Толстому, особенно его толкование «живой жизни» - первородного влечения даже порочного человека к красоте, любви, правде.

В муках и утратах раскрепощается душа, захваченная мечтой о высшей нравственности, божественной красоте – каждый писатель порубежной эпохи рассказал об этом по-своему.

1 комментарий:

  1. ПОСТМОДЕРНИЗМ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО

    Беллетристика в силах
    с листа разыграть без огрехов
    мир с приветом от классиков,
    что литератор творит.
    По поверхности Гоголя
    движутся Пушкин и Чехов.
    В перископ Достоевского
    хмуро Тургенев глядит.

    В лабиринтах Набокова
    роет подкопы Платонов,
    Мандельштам с Маяковским
    за Бродским бегут от судьбы.
    Лев Толстой запускает
    косяк управляемых дронов,
    И Сорокин с Пелевиным
    курят в сторонке грибы.

    ОтветитьУдалить