Судьба реализма в русской литературе рубежа веков
Своеобразие реализма рубежа веков
Путь к художественным открытиям – дорогой
субъективных мироощущений, сугубо авторским восприятием времени. Почти исчез
герой – носитель представлений самого художника, образ человека, так или
иначе воплощавшего заветные его мысли, адекватный идеалу писателя. Пестрый, изменчивый и одновременно
прекрасный мир остается загадкой – отсюда поток раздумий, предчувствий,
исходящих от самого художника – предельно разрослось авторское начало в
повествовании
Герои – «средней руки» интеллигенты, офицеры низших
чинов, солдаты, крестьяне, босяки («деклассированные элементы») – зыбкость их
внутреннего состояния по-разному, но одинаковую боль вызывает у писателей;
сонность, отчужденность души от мира многократно усилились, стали привычными,
незаметными.
В центре внимания – загадки самой природы человека;
социально-психологические истоки соотносились с подсознательными процессами:
влиянием «силы плоти» на «силу духа», столкновением разума и инстинкта,
инстинкта и интеллекта, одухотворенной души и бездушной машины. Извечно люди
обречены на смутные, спутанные переживания, что влечет к печальной и горькой
судьбе. План событий, общения персонажей всемерно упрощается, зато пределы
душевной жизни раздвинуты, сопровождены утонченным анализом внутренних
состояний персонажа. Сложные темы, требующие развернутого воплощения,
представали в «сжатой» форме, так как зачастую выражены через символизацию
явлений. .
Авторский взгляд постоянно устремлен за границу
избранной ситуации, к человеку и миру в целом. Свободно расширены пределы
изображаемых времени и пространства (часты библейские образы и мотивы,
реминисценции фольклорные, историко-культурные и литературные, нередко к
личности классиков).
При том, что авторские раздумья пронизывают
произведение, нет следа поучительных или пророческих интонаций. Освоение
действительности не дает однозначного ответа. Читатель привлекается к
со-познанию, со-творчеству. Проза этого времени звала к дискуссии.
Оригинальна по сравнению с классической прозой структура изложения –
«молчаливый спор», т.е. внутреннего противостояния разных точек зрения.
Иногда автор незаметно включается в речевой поток персонажей, корректируя,
уточняя, оценка и обобщение передаются экспрессией изложения, подбором и
тонировкой образов, деталей. Пристальный
анализ реальных процессов совмещается со смелой романтической мечтой,
романтизацией отдельных настроений и героев, условными, фантастическими
фигурами. Предвосхищается разнонаправленная поэтика, близкая романтизму,
импрессионизму, символизму, экспрессионизму.
И все же – страстное влечение к классическому
наследию. Идеалом воспринималось творчество Пушкина – он постиг те
противоречия русской истории, которые теперь приобрели особую остроту, воспел
нетленные ценности человеческой души, жизни, природы. Также обширно –
притяжение к Толстому, особенно его толкование «живой жизни» - первородного
влечения даже порочного человека к красоте, любви, правде.
В муках и утратах раскрепощается душа, захваченная
мечтой о высшей нравственности, божественной красоте – каждый писатель
порубежной эпохи рассказал об этом по-своему.
|
ПОСТМОДЕРНИЗМ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО
ОтветитьУдалитьБеллетристика в силах
с листа разыграть без огрехов
мир с приветом от классиков,
что литератор творит.
По поверхности Гоголя
движутся Пушкин и Чехов.
В перископ Достоевского
хмуро Тургенев глядит.
В лабиринтах Набокова
роет подкопы Платонов,
Мандельштам с Маяковским
за Бродским бегут от судьбы.
Лев Толстой запускает
косяк управляемых дронов,
И Сорокин с Пелевиным
курят в сторонке грибы.