Ф. Разумовский. Кадр из передачи |
Авторская программа Феликса Разумовского (Россия, 2008).
Цикл посвящен одной из ярких и трагических страниц русской истории - рубежу XIX-XX веков, когда в России начинается культурный ренессанс, и в то же время царит ощущение приближающейся катастрофы. Герои - художники, заново открывающие поэзию русской усадьбы, образы обеих столиц русской культуры, пытающиеся создать новую эстетику жизни, поднять духовный тонус времени.
Передача 1-я.
Стремление создать новый, возвышенный строй жизни на рубеже XIX-XX веков объединяет основные творческие силы эпохи. Москва, ее купеческий и торгово-промышленный мир вносят в это общее дело наиболее значительный вклад. В передаче рассказывается о московских купцах и промышленниках, их отношении к жизни, к богатству и имперской власти, к настоящему и будущему России.
Передача 2-я.
Историю Серебряного века невозможно представить без русской усадьбы. Это первое художественное открытие новой эпохи, ее первая встреча, - с красотой, поэзией и культурой. Усадьба Абрамцево собирает русских художников, членов знаменитого Мамонтовского кружка. В усадьбе на берегу «колдовского озера» разворачивается действие чеховской «Чайки»… Иными словами, русскую усадьбу можно считать главной творческой лабораторией Серебряного века.
Передача 3-я.
Народные нужды или высокое искусство? Или-или - такова одна из главных коллизий Серебряного века. Появляются художники-мечтатели, живущие в мире грез и фантазий. Блистательный Борисов-Мусатов запечатлел эти грезы на своих полотнах. И лишь немногие подобно Поленову и Чехову соединяют сострадание, прозаический труд и чувство прекрасного.
Передача 4-я.
Серебряный век и русская деревня, «Россия господская» и «Россия народная» - такова главная тема программы. Лев Толстой ради «святого мужицкого народа» готов отрицать всю высокую культуру вместе со своими великими романами. С этим приговором Серебряному веку тогда согласились немногие. Княгиня Тенишева в своей усадьбе Талашкино под Смоленском пытается преобразить русскую деревню с помощью красоты и искусства. События 1905 года, поджоги и погромы, поставят точку в этом захватывающем культурном эксперименте.
Передача 5-я.
Cеребряный век как империя культуры и Москва рубежа XIX–XX веков как столица этой империи – таковы главные темы программы. В центре Москвы создается пантеон мировой культуры – Музей изящных искусств. Создатель музея Цветаев самоотверженно служил искусству, возвышающему человека. Однако искусство эпохи умело не только возвышать; оно вполне успешно обслуживает пресыщенных снобов и изысканно оформляет суету московской богемы.
Передача 6-я.
Либеральная русская общественность, либеральные настроения и либеральный радикализм – таковы главные темы программы. Серебряный век был временем ожесточенной, опьяняющей борьбы общества с исторической властью. Основная арена этой борьбы – сферы образования и культуры. Один из главных идеологов – историк Павел Милюков, создатель и лидер либеральной кадетской партии.
Передача 7-я.
На рубеже XIX – XX веков русские адвокаты соперничали в популярности с главными действующими лицами эпохи. Речи московского адвоката Плевако собирают полные залы и печатаются в газетах. Тем не менее, отношение русского общества к суду и праву меняется медленно. Именно в это время печатается последний роман Толстого, «Воскресение», с его типично русским негативным отношением к системе правосудия.
Передача 8-я.
С великолепных декораций к рождественским домашним спектаклям, которые устраивал Савва Мамонтов, начинается театр Серебряного века. В ряду его главных художественных свершений – Частная опера Мамонтова и Московский художественный театр. Но подлинной театральной вершиной эпохи становится театр Чехова, рожденный на сцене Художественного театра в декабре 1898 года на триумфальной премьере «Чайки». В героях нового театра люди Серебряного века узнают себя, свою жизнь, свою страну и свои мечты о будущей прекрасной, гармоничной жизни. Может ли искусство сделать эти мечты реальностью? Композитор Скрябин искренне верит в это. Он задумывает знаменитую мистерию – грандиозное синтетическое действо, во время которого все человечество «захлебнется в экстазе», и наступит Новая жизнь, торжество Духа.
Передача 9-я.
Утрата смысла жизни, как следствие - бесконечная череда самоубийств. Для Серебряного века это знамение времени. Люди рубежа XIX - XX веков кидались к философии в поисках ответа на главные вопросы, в поисках "новых" мыслей. И многие нашли их, эти "новые" мысли, - у немецкого философа Фридриха Ницше. Так возникло русское ницшеанство, главным разоблачителем и ниспровергателем которого стал Лев Толстой. Тем не менее, нужно отдать должное знаменитому немецкому мыслителю: его идеи способствовали подлинному философскому пробуждению. Одной из вершин эпохи стала русская религиозная философия, представленная целым созвездием имен: князь Е. Трубецкой, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Семен Франк.
Передача 10-я.
Серебряный век стал эпохой религиозного пробуждения. Это пробуждение было болезненным и трудным. И очень часто оно оборачивалось изломанными судьбами, демоническим помрачением и духовным декадансом. Трагический излом целой эпохи полнее всего отразился в истории «демонианы» художникаМихаила Врубеля, в спиритических опытах поэта Валерия Брюсова и «религиозном вольнодумстве» философа Николая Бердяева.
Передача 11-я.
Эти люди говорили и писали об очень странных и непонятных вещах; о Жене, облеченной в солнце, о Вечной женственности, о «Революции духа». Они мало ценили разумное знание, окружающую действительность и были устремлены к «иным мирам». Им казалось, что душа художника, его художественная интуиция откроет все тайны и покорит все бездны. Таков русский символизм. Его поэтические открытия были сполна оплачены разбитыми жизнями и бесконечными крушениями. Серебряный век знает немало подобных историй. А самая значительная и трагическая из них – это судьба Андрея Белого и Александра Блока, главных героев программы.
Передача 12-я.
Явление русского футуризма как эпилог Серебряного века - такова главная тема программы. В 1912 году группа московских кубофутуристов заявила о себе городу и миру знаменитым манифестом из сборника "Пощёчина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с Парохода современности". Подобные идеи глашатаи искусства будущего станут транслировать на многочисленных публичных выступлениях. Это будут вечера, диспуты, лекции, в самых разных залах и местах, даже в кабачке. Почему нет? Главное - побольше шума. А ещё - страстей, эмоций и патетических жестов. Только так можно поколебать русское культурное пространство, дискредитировать традицию и перечеркнуть прошлое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий