воскресенье, 19 августа 2012 г.

Несколько заметок о малороссийских впечатлениях. Аккерман

Впечатление второе - Аккерман


Белгород-Днестровский. Аккерманская крепость

Давно, давно, когда Дунаю
Не угрожал еще москаль
(Вот видишь: я припоминаю,
Алеко, старую печаль) —
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана...

А. С. Пушкин. "Цыганы"


     Все старые крепости похожи друг на друга, вопреки географии и климату: это гулкие, безмолвные громадины, каменно-кирпичные великаны,  рождают бесподобное ощущение сопричастности истории... Красивая метафора впечатлила: "Над бастионами и куртинами неподвижным прозрачным озером стоит земная память. То, что называют информационным полем. Мало в каких иных местах столь высоко его напряжение.." Смотрите:

Альба Юлия... Чаган-Балгасун... Четатя-Албэ... Аккерман... Во все эти имена одного из древнейших городов Европы — римское, монгольское, молдавское, турецкое — входит понятие «белый». Вероятно, потому, что в этих местах всегда строили из мягкого, удобного в обработке белесого ракушечника.

Только греки, выходцы из Милета, заложившие исторически первый, как известно по летописям, город у Днестровского лимана, называли его иначе. Поскольку Днестр носил тогда имя Тирас, город в его устье нарекли — Тира. По-русски - Днестровск...
По преданиям, Тиру «с официальным визитом» посетил знаменитый стратег Афин, строитель и просветитель Перикл... Однако соль очарования древнего Белого города - где-тото рядом, где  за квартал до лимана, на углу двух улиц есть одноэтажный каменный домик, в котором трое суток гостил Пушкин...
Как известно, 5 мая 1820 г., Пушкин отправлен "по потребностям службы"под начало генерал-лейтенанта Инзова. Почти 3 года прожил поэт в изгнании в Кишиневе, затем ещё 13 месяцев в Одессе, эти годы вошли в пушкинскую биографию как  южная ссылка. Именно в Кишиневский период А. С. Пушкин посетил Аккерман вместе с тогдашним своим близким знакомым - подполковником И. П. Липранди.
14 декабря 1821 г. приехав в Аккерман, путники тотчас же явились к А. Г. Непенину, командиру тамошнего гарнизона, и попали прямо за обеденный стол. Хозяин был рад нежданным гостям. А. С. Пушкин радовался вдвойне: за столом, кроме Непенина, он увидел своего петербургского знакомого, лицейского учителя фехтования, подполковника Кюрто, которого недавно назначили комендантом аккерманской крепости. Под началом Непенина служил и друг Пушкина - декабрист В.Ф. Раевский.
На следующее утро Липранди уехал по своим служебным делам, а Пушкин вместе с Кюрто отправился осматривать древнюю крепость...

По узкой лесенке Александр Сергеевич поднялся на вершину юго-западной четырехугольной башни. По легенде, Александр Сергеевич провел немало времени на балконе именно этой башни, которую назовут потом местные жители пушкинской, взирая на покрытые льдом воды Днестровского лимана. А впечатления от посещения Бессарабии, Аккермана и самой крепости в будущем отразятся в поэме «Цыгане».
Напротив пушкинской возвышается «Девичья» башня. Происхождение ее названия связано с преданием: у молдавского господаря Александра Доброго будто бы была дочь принцесса Тамара, красоты небывалой девица, которая, пользуясь отсутствием отца, который часто уходил во главе рати на битву с врагами, грабила окрестное население, разбойничала на большой дороге...  Однажды, когда Александр Добрый собирался в новый поход, Тамара попросила у него денег якобы на строительство монастыря. Отец исполнил просьбу дочери. Со всего княжества согнали людей. Но не дом для божьих слуг задумала строить Тамара...

 Она выстроила над лиманом мощную крепость, в которую переселилась со своими приспешниками, объявив себя независимой царицей... Но вот вернулся из похода Александр Добрый. Вместо монастыря он увидел крепость. Узнав о злодеяниях дочери, господарь берет крепость с боем, уничтожает разбойников, а любимую дочь проклинает. Как только слова проклятий отца коснулись ушей Тамары, она тотчас же уснула. Спящую девушку унесли в башню и по велению господаря живой замуровали в ее стенах. С тех пор башня и называется «Девичьей».
Другое предание связывает эту башню с именем римского поэта Овидия, автора знаменитых «Метаморфоз» и «Науки о любви». В начале н.э., уже на склоне лет, придворный поэт императора Августа, Овидий Назон, был сослан в восточную провинцию Рима, в город Томы (ныне город Констанца в Румынии). Однако долгое время была жива легенда о том, что в 8 году н.э. опального поэта будто бы приютила древняя Тира. В память об Овидии лиман назывался Овидово озеро; на восточном берегу лимана, напротив крепости, лежит поселок Овидиополь, а в крепости появилась «башня Овидия»...
Впечатления от краткого пребывания в Аккермане легли в основу пушкинского послания "К Овидию" - грустная дума о судьбе поэта-изгнанника:
Здесь, оживив тобой мечты воображенья,
Я повторил твои, Овидий, песнопенья
И их печальные картины поверял;
Но взор обманутым мечтаньям изменял,
Изгнание твое пленяло в тайне очи,
Привыкшие к снегам угрюмой полуночи.
Здесь долго светится небесная лазурь,
Здесь кратко царствует жестокость зимних бурь.
На скифских берегах переселенец новый,
Сын юга, виноград блистает пурпуровый.
Уж пасмурный декабрь на русские луга
Слоями расстилал пушистые снега;
Зима дышала там - а с вешней теплотою
Здесь солнце ясное катилось надо мною;
Младою зеленью пестрел увядший луг;
Свободные поля взрывал уж ранний плуг;
Чуть веял ветерок, под вечер холодея;
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи.
                                                                                           Я вспомнил опыты несмелые твои...                                                                                                                                                    
В Аккермане бывал польский поэт Адам Мицкевич, впечатления от древностей Аккермана нашли отражение в творчестве украинской поэтессы Леси Украинки, в Аккерман привели скитания Максима Горького. Аккерманские впечатления  легли в основу первого рассказа писателя "Макар Чудра", они же стали основой и рассказа "Старуха Изергиль". Здесь бывали польский писатель Юзеф Крашевский, в окрестностях Аккремана завязывается сюжет повести Валентина Катаева "Белеет парус одинокий". "Белый город" нашёл своё воплощение в стихах Ивана Бунина и романсах Александра Вертинского... И именно в окрестностях Аккермана по льду замерзающего зимой Днестровского лимана пытался перейти границу "великий комбинатор" Остап Бендер, герой "Двенадцати стульев" и "Золотого телёнка"
Чудесное место, где всё прямо-таки дышит историей, и историей литературы в том числе...

1 комментарий:

  1. Ну, вроде бы, заботятся об историческом месте: чисто, красиво... Слава Богу!...

    ОтветитьУдалить