вторник, 21 августа 2012 г.

Несколько заметок о малороссийских впечатлениях. Одесса

Одесса. Тот самый стул

Впечатление третье - Одесса

     Какие ассоциации  рождает слово "Одесса"? 
Дерибасовская, Потёмкинская лестница, Жванецкий. Море, "таки да", Костя-моряк, которого уважают "и Молдаванка, и Пересыпь". Конечно, бессмертный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Огромный рынок Привоз. Зоопарк. Одесская коностудия, где снята практически вся детская киноклассика - "Тимур и его команда", "Приключения Петрова и Васечкина", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Д Артаньян и три мушкетера", "Десять негритят", "Приключения Электроника" и ещё много-много любимых фильмов. Ну и, конечно, под зажигательные ритмы "Семь сорок" - "чисто одесские анекдоты". 
     И шо вы думаете? Так вот, всё, изложенное в этих анекдотах, - ЧИСТАЯ правда...  Я имею вам сказать - кто хоть раз бывал в Одессе, непременно это подтвердит.
Памятник Де Рибасу, основателю Одессы
  

В трамвае:
- Это черт знает что такое! Такая давка, что я уже два часа стою на одной ноге!
- И представьте себе, как раз на моей!

Трамваи маленькие, народу много, кондуктора нет, деньги за проезд берёт водитель, выход в переднюю дверь. Пробки. Правила движения соблюдаются всеми очень относительно. 30 с чем-то там градусов. На общественном одесском транспорте мы ехали первый и ПОСЛЕДНИЙ раз. Ехали, кстати, до Дерибасовской. Но вышли где-то не там...

- А где ваша знаменитая Дерибасовская?
- Так вам надо было еще четыре остановки проехать!
- А мне в троллейбусе сказали, что сейчас надо выходить!
- Простите, а вы стояли или сидели?

Нашли не сразу. Зато посмотрели Преображенскую, Екатерининскую и Ришельевскую улицы, которые от вокзала отходят лучами, примерно как Невский, Гороховая и Вознесенский от Адмиралтейства. Колоритно. Красиво. Жарко... Конечно, свернули на Пушкинскую улицу - как же без неё?
Дом №9, угол Греческой, 16. Архитектор Л.Ц. Оттон, 1856 – 1858 годы. Принадлежал крупному помещику А.А. Абазе, потом там разместилась 4-я мужская гимназия. Угол здания срезан и обогащен эркером, который поддерживается кронштейном в виде грациозно прорисованной корзины.
Гостиница "Бристоль" на Пушкинской улице, где останавливались писатели Анри Барбюс, Теодор Драйзер, Джеймс Олдридж и даже Сонька Золотая ручка.

- Простите, вы не подскажете, как пройти на Дерибасовскую?
- Ах, молодой человек, вы, наверное, впервые в Одессе. На Дерибасовскую не ходят, на Дерибасовскую гуляют постепенно...

Гуляем по Пушкинской улице. Улица появляется на карте города в 1827 г., называлась Итальянской, переименовали её 25 июня 1880 г. Несмотря на то, что Пушкину приходилось останавливаться в разных домах Одессы, музей, посвященный поэту, находится в доме №13 именно по этой улице. 

Дом Сикарда. «Отель дю Норд», где  были комнаты для приезжих, каретные сараи с конюшнями. По приезде в Одессу 3 июля 1823 г., Пушкин остановился в этой гостинице, так как Сикарда он знал еще по Молдавии, и прожил здесь месяц, хотя в Одессе он прожил чуть больше года, квартируя и в других местах.
За тринадцать одесских месяцев им создана поэма «Цыганы», закончена поэма «Бахчисарайский фонтан», написано тридцать лирических стихотворений и две с половиной главы романа «Евгений Онегин». Памятник открыт 4 июня 1999, автор - А. Токарев.
Страшненькая такая лестница ведёт со двора в сам музей. Там можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами современников поэта, уникальными пушкинскими автографами с рисунками, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина. Но впечатление какой-то вторичности... Как-то не чувствуется здесь Genius loci... Не то что в Лицее, скажем, или даже в Аккермане... Съёмка в музее стоит много денег, и никаких проспектиков-памятных/информационных сувениров не продают...

На одном из перекрестков Одессы скопилось много народу.
- Почему собралось столько людей? - спрашивает прохожий.
- Что случилось?
- Ничего, но каждый хочет убедиться в этом лично.

Одесский оперный театр - первый в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности.Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 г. В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели великие Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан.
На самом деле именно в этот день открывался Третий Одесский кинофестиваль. Одна из самых красивых традиций фестиваля - это показы кино под открытым небом. В этом году на Потёмкинской лестнице можно было посмотреть "Огни большого города" Чарли Чаплина.

Директор одесского магазинчика учит новенькую продавщицу:
- Если покупатель спросит: «Почем очки?», ты скажи: «100 долларов». Если он не дрогнет, скажи: «За оправу». Если он опять не дрогнет, скажи: «И за стекла 100 долларов». И если снова не дрогнет, скажи: «За каждое». 

По такому принципу действует ценовая политика, наверное, всех одесских достопримечательностей. В Литературном музее - пожалуй. Хотя, опять пожалуй, впечатления и знания, обретённые по истечении почти трёхчасового блуждания по огромному дворцу на Ланжероновской, 2, стоят того...

Одесский литературный музей, основанный в 1977г. и открытый для посетителей в 1984г. - один из крупнейших региональных литературных музеев страны. Музей представляет более трехсот писательских имен — от
И. Котляревского, А. Пушкина, А. Мицкевича до Г. Бёлля, К. Симонова, Б. Пастернака. Отражены как приезды авторов в Одессу, так и появление собственно одесской литературной школы. Наряду с великими создателями литературы — Гоголем, Толстым, Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, Чеховым, Буниным, Франко, Ахматовой, Бабелем, Ильфом, Петровым, Катаевым, М. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении украинской культуры.
Экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал - это художественный образ десятилетия, которому он посвящен. Экспозиция музея — система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи, - создаёт своеобразный "лабиринт времени", не имеющий аналогов во всем мире. На фото - такой "образ" эпохи середины ХIХ века, Белинский, "Современник", Некрасов...
Кстати, В. Г. Белинский бывал в Одессе и останавливался в самой элитарной гостинице Одессы на Приморском бульваре. Демократ...

Приморский бульвар и Потёмкинская лестница знакомы всем, кто хоть раз слышал слово "Одесса". Небольшой по размерам, всего полкилометра длиной, Приморский бульвар - сердце Одессы. Во всю длину бульвара протянулись четыре ряда столетних платанов и кленов, молодых каштанов и лип. По этим аллеям гуляли Н. Гоголь и В. Белинский, И. Айвазовский и Леся Украинка...
Меньше известно, что эта улица - любопытный археологический объект. При строительстве домов в начале XIX века рабочим стали попадаться античные древнегреческие погребения и отдельные предметы утвари и быта древних жителей этой территории. Было решено сохранить раскопки, накрыв их стеклянным куполом.

Вот такой интересный экспонат под стеклянным колпаком - открытые на месте расположения современнного центра города свидетельства древнейших поселений. Не далеко от Одессы, в городе Белгороде-Днестровском, есть уникальные раскопки античного города Тиры...

- Вы знаете пароход «Пушкин»?
- Знаем ли мы пароход «Пушкин»?! Мы его еще знали, когда он был маленькая лодочка! 


Пушкина в Одессе любят, это точно...
Памятник поэту сооружен в 1888 году (архитектор П. Васильев, скульптор Ж. Полонская), несмотря на сопротивление властей и отказ Городской думы выделить средства. Средства на сооружение памятника были собраны одесситами. По портретному сходству этот памятник считается одним из лучших.
По легенде, это платан, под которым любил прогуливаться Пушкин. Строки из "одесских глав" "Евгения Онегина" - тому свидетельство:

…Кой-где недавний труд заставил
Младые ветви в знойный день
Давать насильственную тень...
Впрочем, одесситы благодарны не только поэту, но и человеку, к которому тот питал неприязнь - новороссийскому генерал-губернатору и наместнику Бесарабии, М. С. Воронцову, начальнику Пушкина по службе во время южной ссылки.
В Одессе генерал жил с мая 1823 года в роскоши и великолепии - на фото Дворец Воронцова. Держался гордо, холодно и властно. Граф умел нравиться людям и сближать их. Вместе с тем был тщеславен, противодействия не терпел, любил лесть и был злопамятен. Пушкин службу практически игнорировал, личную гордость ясно высказывал губернатору: «Он (Воронцов) видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое»…
В свою очередь граф решил отделаться от ссыльного и 28 марта 1824 года написал министру иностранных дел К.В.Нессельроде письмо. В письме он довольно тонко даже хвалил Пушкина, уверял в своём участии к нему, но … всё-таки просил убрать его подальше. Воронцов к тому же, и не без оснований, ревновал Пушкина к жене. В итоге Пушкин был отправлен в новую ссылку - в село Михайловское…
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
                                       А. С. Пушкин
Вряд ли эта эпиграмма справедлива. Воронцов остался в истории Одессы талантливым администратором и военачальником. В Новороссийском крае поднялось земледелие, овцеводство, в Одессе – торговля, в Крыму – виноделие, дорожное строительство, лесопосадки. При нём в 1828 году началось пассажирское пароходство по Черному морю. Граф являлся убежденным противником крепостного права. Стоял за законность в отношении к бесправным тогда евреям...

Улица Гоголя – старинная, совсем небольшая улица, отличающаяся своеобразным архитектурным обликом. Здесь можно встретить элементы романского и готического зодчества, Ренессанса, классицизма. Beликий писатель побывал в Одессе дважды и оба раза жил на этой улице. Впервые Николай Васильевич Гоголь прибыл в Одессу пароходом 16 апреля 1848 года, возвращаясь из-за границы. Он поселился в особняке своей знакомой – графини Толстой. Этот небольшой дом по ул. Гоголя, 15 в глубине двора сохранился по сей день. Гоголя посетил брат А. С. Пушкина Лев, который тоже проживал и служил в Одессе.


Второй раз писатель провел в городе немногим более пяти месяцев с 24 октября 1850 года по 27 марта 1851 года. В этот раз он жил в доме своего дяди – генерала в отставке А. Трощинского (ул. Гоголя, 11). 
Здание очень запущено, что неприятно бросается в глаза на фоне активно посещаемой туристами и в общем ухоженной улицы, бывшей Надеждинской...
...и в отличие от весьма любопытного Шахского дворца, обитателями которого были польские и еврейские аристократы, потом заезжий персидский шах. Дворец недавно отреставрирован, тут теперь находится некий банк. Конечно, не музей... Но колоритное сооружение.
 Гоголь встречался с преподавателями Ришельевскогого лицея, руководил хором лицеистов. В честь писателя труппа Одесского театра подготовила постановку комедии "Ревизор". Гоголь бывал на репетициях, помогал актерам советами. Сложилось впечатление, что не очень-то любят украинцы Гоголя. И памятников ему как-то мало, и даже в музее книги и книгопечатания на глаза попался только ОДИН экспонат, связанный с его именем... Может, потому, что будучи украинцем по национальности и месту рождения, писал исключительно на русском? Стоило бы, конечно, привести мемориальный дом - хотя бы фасад - в приличный вид...

Вот есть же дом с мемориальными досками в честь М. Горького и А. Грина на Ланжероновском спуске, 2. Там нет музея, но фасад аккуратный.
Дом бывшей «ночлежки», связанный с пребыванием в Одессе и юного Александра Гриневского (Грина), и молодого Алексея Пешкова (Горького). Ночлежный дом стал наиболее приемлемым для них местом обитания в Одессе, правда, в разные годы. Только позже оба писателя встретились — в Петербурге, где Горький оказал весьма необходимую помощь Грину, оказавшемуся в бедственном положении.
-Скажите, как пройти на Дерибасовскую?
-Дойдите до того угла, поверните направо, пройдите квартал, там будет трамвайная остановка. Сядете на трамвай, проедете шесть… нет… семь остановок, выйдете, и там как раз будет рынок, и там вы купите гуся…
-Послушайте, зачем мне гусь? Мне нужна Дерибасовская!
-Вот я и говорю - купите гуся и морочьте голову ему, а не мне. Вы стоите на Дерибасовской!


Памятник певцу и актёру Леониду Утёсову. Забавна история рождения псевдонима. Лазарь Вайсбейн - а именно так его звали на самом деле - вспоминал: "Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… — Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы! Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? — Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утёсов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости..."
Тот самый стул в городском саду на Дерибасовской. Комментарии излишни;)
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Одесса, таки да!
 



Фото - авторские, спасибо за интересные факты сайту "Об Одессе с любовью".

13 комментариев:

  1. Здравствуйте!
    С интересом прочитала Ваше сообщение о путешествии в Одессу! Лёгкий стиль изложения, обилие фотографий, ссылок, анекдотов - сделали его совершенным! Спасибо за такую необычную виртуальную экскурсию! С огромным удовольствием стала Вашим постоянным читателем.

    ОтветитьУдалить
  2. Почитала, понравилось - легко, радостно, юморно! Буду к вам наведываться. Удачи!

    Только, очень трудно продираться сквозь капчу - я эти иероглифы НЕ ПОНИМАЮ!

    ОтветитьУдалить
  3. Экскурсия таки да - понравилась! Я сама из брата Одессы - Бердичева. Слышали о таком городе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, слышали, Тетяна! Кто же не слышал про Бердичев, город-герой анекдотов, самый еврейский город дореволюционной России?))) Там, насколько знаю, есть любопытный костел "босых кармелиток". А ещё, узнала, там бывал писатель Бальзак. 2 марта 1850 года из костела Святой Варвары вышел хорошо одетый иностранец. «Не скажет ли пан, где он пошил себе такой сюртук?» — спросил его проходивший мимо еврей-портной. — «В Париже». — «А где это?» — «Франция». — «Скажите пожалуйста! Так далеко от Бердичева, а шьют-то прилично!» — поразился прохожий. Обладателем парижского сюртука был Оноре де Бальзак.

      Удалить
    2. "Таки я загрузилась!" - прелестно!)))
      http://spokusa-book.blogspot.com/2012/01/windows.html#more

      Удалить
  4. Здорово, AnnaVV!
    Посмотрела с удовольствием!
    Многое вспомнилось!
    Много раза в Одессе была))))

    Одесские анекдоты - это вещь!!!
    Спасибо за пост))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ещё загляните в Аккерман - http://vrezonanse.blogspot.com/2012/08/blog-post.html
      и в Киев - http://vrezonanse.blogspot.com/2012/08/neskolko-zametok-o-malorossijskih.html.
      Вот увидите, там тоже интересно! Самой даже нравится)))

      Удалить
  5. Одесса - мама, Ростов - папа, а Таганрог таки дедушка.

    Забавно. С Одессой меня связывают почти родственные отношения, у моего прапрадеда по материнской линии был дом на Дерибасовской. Но сама я там никогда не была.
    Пожалуй, у вас получилось самое лучшее описание этого города из тех, что мне попадались.

    Кстати, а если не секрет, сколько же дерут за фотосъемку в братской Украине? У нас в последнее время цена зафиксировалась на 50 рублях, а кое-где и вовсе бесплатно. Раньше было дороже, но туристы сильно возмущались и начали байкотировать музеи. Музейщики быстро одумались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За возможность снимать и в Пушкинском, и в Литературном музее потребовали ОЧЕНЬ много, больше тысячи на рубли, от испуга не запомнила точную сумму. Сам визит в музей плюс Сад скульптур - 70 гривен, умножайте почти на 5. Даже в местной газете прочитала, что туристы довольно часто недовольны несоизмеримо высокой платой за посещение музеев, при практически отсутствии современных музейных технологий. Никакой интерактивности, никаких справочных мониторов - на просьбу о сувенирной продукции мне предложили на 50 гривен книжку 1986 года издания, а на моё недоумение ответили - "а всё то же самое"...
      На улице можно снимать бесплатно))) Однако за попытку взять в кадр белого голубя у красной дорожки Оперного театра чуть не оштрафовали. Это, видите ли, был "свадебный" голубь, и паралелльно подготовке к открытию Кинофестиваля в загсе, который рядом, шла мирная свадебная церемония)))

      Удалить
    2. Мда... У нас одно время сделали в чеховских музеях 10 рублей кадр. И то народ бунтовал.
      Единственное место, где у нас снимать категорически запрещено и вообще могут не впустить, если камера где-то на видном месте (например, на шее висит) - это Художественный музей. Там можно снимать только во дворе, где стоят честно спионеренные с местного старого кладбище статуи, они же бывшие надгробия богатых горожан. В ответ на просьбу о съемке местные тетушки-бабушки сначала обычно орут благим матом, а потом предлагают купить открытки в три дорога, тоже самое в любом книжном можно купить куда дешевле.
      Вообще, с чем-чем, а с сувениркой у нас порядок, от нее все натурально ломится.
      а вот с интерактивностью аж никак, какие мониторы, о чем вы говорите :) Из "мониторов" только строжайший мониторинг со стороны музейных бабушек. Однажды в художественном музее одной бабушке приглючилось, что моя подруга ПОДПРЫГНУЛА И ПОТРОГАЛА КАРТИНУ висящую на высоте больше 2 метров от пола... Чуть милицию нам не вызвала...

      Удалить
    3. Бизнес есть бизнес... Особенно на озабоченных экскурсантах по литературным музеям. Их ТАК МНОГО, однако... Нет, ну мне обидно! Всегда покупаю проспектики, памятные календарики, даже в петербургских музеях, куда ходим с каждым классом. Коллекционирую их)))
      Не буду грешить на бабушек-смотрительниц - наоборот, как правило, это милейшие женщины, которые с удовольствием покажут-расскажут по своему залу, даже если вы не купили экскурсию. Из правил, как известно, существуют исключения, но конкретно в тех музеях, о которых речь в моих постах, мне повезло на бабушек)))

      Удалить
    4. Ну вот в чеховских музеях у нас хорошие бабушки. Во всяком случае, в двух из трех - точно хорошие. Особенно было забавно в Лавке, там за мной они ходили втроем и жутко удивлялись процессу фотосъемки.

      А вот в Питере мне не довелось побывать в музеях, не сложилось. Я была в ваших краях несколько раз, но каждый раз все это было очень стремительно, так что время оставалось только слегка пошляться по центру. А теперь уже такой возможности нет...

      Удалить