четверг, 7 марта 2013 г.

«Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой

Обложка книги
"Лазарь! Гряди вон"
Б.Тихомиров. «Лазарь! Гряди вон» - лучшее, что есть о романе "Преступление и наказание".

Описание книги:
     Роман Ф.М. Достоевского был опубликован более 140 лет назад. За время его полуторавекового изучения накоплено значительное количество ценных наблюдений, предложены различные прочтения и интерпретации. 
     Одна из главных задач, поставленных в книге - собрать всё наиболее ценное, плодотворное, необходимое современному читателю, что наработано несколькими поколениями исследователей романа. Это не просто конгломерат чужих наблюдений, соображений, цитат.
     Сделанное предшественниками подвергнуто критическому анализу, осуществлённому с точки зрения современного научного видения творчества Достоевского, обобщено и выстроено с единых методологических позиций.

Отрывок для урока
«Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой

     В мире Достоевского «легче» принести себя в жертву близким. Но возможно ли, если ты не «подлец-человек», такую жертву принять?! и продолжать считать себя человеком?! Великая жертва любви, которую проносит Сонечка близким, объективно подталкивает Мармеладова к самоубийству, Катерину Ивановну – к сумасшествию. Такова художественная логика романа-трагедии…
     
Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, - что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно – один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают (пусть опять существенно по-разному) свое состояние как состояние смерти. И эта констатация, пожалуй, самое глубокое обнаружение принципиальной трагедийности мира романа. Логически неизбежно (хотя в романе это не показано) идет к гибели Соня, не слушая никаких доводов разума, и Раскольников, слушаясь только разума…
     Роман Достоевского - это христианская трагедия, где смерть чревата воскресением. Больше того, смерть является необходимым условием воскресения, ибо христианская идея воскресения не есть идея возвращения старой жизни, идея «реанимации», но – идея нового рождения через смерть. И эта идея – сокровенная сердцевина художественной концепции «Преступления и наказания». «Достоевский свидетельствует о положительном смысле прохождения через зло, через бездонные испытания и последнюю свободу…Отпадение, раздвоение, отщепенство никогда не являлись для Достоевского просто грехом, это для него также – путь…зло должно быть преодолено и побежден, но оно дает обогащающий опыт возможность преодолеть его изнутри, а не внешне лишь бежать от него и отбрасывать его, оставаясь бессильным на его темной стихией». (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства».)
      С раскольниковского поклона-поцелуя – «за великое страдание твое» и начинается в романе воскресение находящейся на грани отчаяния героини. Только через Раскольникова, его глазами смогла героиня взглянуть на себя со стороны – увидеть и оценить значение своего страдания как искупления. И это оказывается воистину спасительным для нее. Но необходим и такой герой, как Раскольников, который в себе несет бездну страдания, чтобы он мог оценить страдание Сонечки, увидеть в нем символ страдания всего человечества и преклониться перед ним. В чем сокровенный смысл Сонечкиного призыва? У Достоевского мораль – не только, с одной стороны, система ограничений и запретов («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), и не только христианские сострадание и любовь – с другой. Мораль – это и великий всеобщий связующий закон. Герои писателя открывают это самой своей трагической судьбой. Раскольников, взрывая в своей идее моральный закон как преграду на пути преступления, утверждаясь в «праве на кровь», по существу, еще до убийства порывает духовные связи с миром, с Богом….
     Сонечка же, вынужденная «переступить», но мучительно страдающая от осознания своей греховности, тем самым, страданием своим, свидетельствует, что и за чертой моральный закон для нее непреложен, свят, всецело сохраняя свое абсолютное значение. Страдание «до чудовищной боли» оказывается здесь единственно возможной формой сохранения героиней и «в грехе» духовного единства с людьми. Поэтому в романе именно Соня указывает измученному нравственной пыткой герою путь восстановления разрушенных преступлением связей с миром, с Богом, путь спасения…Герой мучительно страдает на протяжении всего романа, но такого страдания, к которому призывает его Соня, страдания – самоосуждения, страдания-раскаяния он не знает вплоть до финала…
      В основе страдания-самоосуждения Сонечки лежит ее глубокое убеждение в абсолютности, божественном происхождении моральных норм. Раскольников же, по его собственным словам, «принцип убил», разрушил в своих теоретических построениях религиозно-нравственный абсолют, не только пришел к убеждению относительности моральных норм, но и к пониманию морали как «зла»… Теория в своих глубинных основаниях владеет героем и на каторге…Именно «мысль», философская теория Раскольникова и лишает героя возможности самоосуждения, которого он теперь так страстно взыскует. И здесь за Сонечкой преимущество наивного, не затронутого миропонимания…

Комментариев нет:

Отправить комментарий