пятница, 8 марта 2013 г.

"Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Петербург Достоевского

Худ. В. Попов-Катарсин
Петербург Достоевского
     В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.
     В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную физиологию города. Его художественная проза насчитывает чуть больше 30-ти названий, в 20-ти из которых Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления: "Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим".
    
Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.
     Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей иллюстрацией к его романам. Достоевскому была свойственна острота переживания пространства. Открытое, широкое или тесное, замкнутое пространство в его произведениях выступает как образ большого смыслового значения. Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы, "гробы", "каюты", с низкими потолками и маленькими окнами, со сломанной мебелью и обшарпанными обоями.
     У Достоевского нет разнообразия вещного окружения героев, не может быть случайных предметов. Он использует относительно постоянный набор бытовых деталей, каждая из которых имеет определнный смысл. Характерен для пространственного восприятия писателя образ почти обязательного ограничивающего элемента. В интерьере - это угол, порог, стена, на улице - забор, переулок. Все это становится символом, знаком жизни человека, его душевного состояния.
     Герои Достоевского обособленно существуют в этом мире. Его мечтатели, "подпольные" люди с раздвоенным сознанием, всегда живут "в углах", уходя от внешней жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от людей, "уходил в себя", неслучайно обычное время его работы - ночь, когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.
     Достоевский не был петербуржцем по рождению, но это самый петербургский по духу писатель русской литературы...
Дом Раскольникова


Дом Сонечки

Дом старухи-процентщицы  


Комментариев нет:

Отправить комментарий