воскресенье, 16 декабря 2012 г.

После "Грозы": завершая разговор

Худ. Сухово-Кобылина

Ни значение, ни особенность поэтической деятельности автора "Грозы" нисколько не определились, да и не могли определиться при таком воззрении, которое видело не мир, художником создаваемый, а мир, заранее начертанный теориями, и судило мир художника не по законам, в существе этого мира лежащим, а по законам, сочиненным теориями... 
А. А. Григорьев. "После "Грозы" Островского"


     "Гроза" в русской критике - это не просто программный вопрос по ходу разговора о творчестве Островского. Это возможность увидеть, как личные идейные убеждения, глубина художественного вкуса, уровень читательского опыта задают "точку отсчёта" в восприятии и осмыслении произведения, определяют "угол зрения" на текст. 
      В сознании читателя-зрителя, в критической статье, в отзыве, в рецензии создаётся некая проекция того художественного мира, тех образов, которые воплощены, в частности, в предмете нашего разговора, - в пьесе "Гроза". Ни одна из проекций не может в абсолютной степени воспроизвести объём предмета, правильно? Вот и нельзя утверждать, что только одна из точек зрения, одна из позиций, один из критических откликов дают верный путь к постижению текста... 
      Панорамность обзора - шанс приблизиться к объёмному впечатлению. 

А. А. Григорьев. "После "Грозы" Островского. Письма к И. С. Тургеневу" - текст
Н. А. Добролюбов. "Луч света в тёмном царстве" - текст
А. М. Пальховский. ""Гроза", драма Островского" - текст
Д. И. Писарев. "Мотивы русской драмы" - текст.
М. И. Писарев ""Гроза". Драма А. Н. Островского" - текст.

     Кстати, автор последней статьи однофамилец известного русского критика Д. И. Писарева Модест Иванович Писарев (1844-1905) - русский актер, игравший в провинции, в Москве, с 1885 г.- в Александринском театре, исполнитель ролей во многих пьесах Островского, его издатель и биограф. Статья о "Грозе" - его первое критическое выступление.

Современное истолкование пьесы "Гроза" и - шире - всего творчества А. Н. Островского ориентировано в большей степени на точку зрения А. А. Григорьева, хотя и не замыкается на ней. Несколько цитат из его статьи:


..Прежде всего картина общества, отражение целого мира, в котором проглядывают многоразличные органические начала, а не одно самодурство.
...Не сатира на самодурство..., а опять-таки ... поэтическое изображение целого мира с весьма разнообразными началами и пружинами...

Быт, составляющий фон широкой картины, взят - на всякие глаза, кроме глаз теории, - не сатирически, а поэтически, с любовью, с симпатиею очевидными, скажу больше - с религиозным культом существенно-народного.

Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя - не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не "самодурство", а "народность". Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений. Всякое другое - как более или менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное - стесняет круг его творчества.
А. А. Григорьев



1 комментарий:

  1. Спасибо огромное!!! В школе задали прочитать и выписать цитаты, но читать было очень лень, а эта заметка очень интересная и цитаты ОЧЕНЬ пригодились. еще раз спасибо))

    ОтветитьУдалить