суббота, 21 сентября 2013 г.

Чехов. "Вишневый сад". К разговору

Спектакль "Ленкома"


Спектакль "Современника"






«До свидания, уходящий век! Здравствуй, век новый!»

   В период работы над пьесой «Вишневый сад» движения времени нельзя было не заметить. Потребность в действии, очистительной буре чувствовалось всюду. Иными становились и формы жизни, и люди. Новые герои вели с собой в 20 век. В «Вишневом саде» Чехов особенно настойчиво открывает движение времени, смену социальных отношений и иронизирует над людьми, которые не замечают этого исторического движения, не способны понять, что происходит, и включиться в движение.     Чехов не прощал людям статичности, желания замкнуться в своей скорлупе. И комизм чеховских рассказов часто построен на том, что люди не чувствуют, как изменились обстоятельства.
     Мотив времени – главный в пьесе: недаром она начинается с разговора об опоздавшем поезде, а кончается тем, что люди опаздывают на поезд. Но движение времени подчеркнуто Чеховым в цветении деревьев, в приближающемся рассвете. Весна, утро – момент перемен в жизни природы. И ожидания. Время вошло в дом и опустошило его. Это превращение горько, как разрушение жизни. Не только цвет с деревьев опал, рубят сами деревья. Как тень прошлого, бредет Фирс. Печальный звук лопнувшей струны и стук топора завершают пьесу.
     В чем вина старого мира? Почему время так беспощадно расправляется с ним? Ведь здесь были не только празднословие, беспечность, неумение действовать, но и поэтичность, культура, способность тонко и глубоко чувствовать.
     Чехов поставил своих героев в критическую ситуацию, когда лишь решительное действие может спасти их от катастрофы. Но герои спасаются от трагедии не действием, они находят утешение в том, что страдают. Историческое возмездие состоит в неумении защитить то, что дорого, в потере чувства времени, в том, что люди не слышат, не осознают шагов истории, в беспомощности. Они беспомощны перед новым временем и утешают себя словами, пытаются сохранить поэзию, ничем для нее не жертвуя.
     Любовь и участие героини - бездейственно. Барство, перешедшее в душевную привычку, искажает добрые стороны характера. Эта бездеятельная любовь погубила вишневый сад. Любовь Раневской к саду искренняя, но Раневская не в силах защитить свою любовь, бороться за нее. Таким образом, она не только жертва происходящего, но и виновница его. Этих людей подводит привычное легкомыслие, они исторически, веками надеялись на то, что все совершится без их усилий. И  над этим миром праздности, беспечности и безответственности иронизирует Чехов. Ирония Чехова вызвана не страданиями Раневской, а тем, что доброта ее неактивна, и поэтому добро оборачивается злом. После торгов Раневская и Гаев успокоились: то, что тревожило их, прошло и им уже легче стало, они не чувствуют своей ответственности перед вишневым садом. В нелепости действий, несоответствии чувств и поступков, растерянности есть какая-то искаженность. Трагическое состояние находит себе выражение лишь в комическом поступке.
     Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ, ни Лопахина, ни студента Трофимова. Никто из них не может спасти сад, указать путь России и деятельно участвовать в ее преображении. Персонажи пьесы оказываются пленниками одного из времен: либо прошлого, либо настоящего, либо будущего. Движения и связи времен эти люди или не видят, или осуществить не могут. И это рождает в Чехове тревогу о судьбах родины, которая поэтически связана с вишневым садом.

     Слово «сад» у Чехова символизирует долгую мирную жизнь, идущую от прадедов к внукам, долгий неустанный труд, без которого совесть не бывает спокойной. («Черный монах»). Сад у Чехова – всегда символ наследственного или потомственного долга или труда. Дерево символизирует прошлое и, таким образом, саму жизнь. Как все живое, оно ранимо; дерево несравненно беззащитнее нас и больше, чем мы, нуждается в поддержке и защите. Мысль о нем дает нам повод подумать и о собственном скоротечном веке, вполне достаточном, чтобы свести и выкорчевать даже тайгу, но недостаточном для того, чтобы вырастить «новый сад», хотя бы отдаленно сравнимый с тем, что был, - нельзя заменить свое прошлое иным, обновленным.

     В сознании Лопахина сад присутствует как целостное понятие во всех его значениях: реальном и символическом. Внутренний конфликт главного героя пьесы сводится к невозможности обладать садом в совокупности всех значений. Лопахин понимает, что покупает только реальный сад – идею красоты и гармонии мира купить нельзя. Ее постижение требует глубокого ощущения непрекращающейся духовной связи поколений прошлого, настоящего и будущего Распадение связи времен – вечная тема мировой литературы («Гамлет»). Всем людям в пьесе дается надежда. Идея вечной красоты и гармонии остается, даже когда сад уже продан и стучат по деревьям топоры. Все правы, надеясь на лучшее будущее и веруя  в него.
     Сад – олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги бегут от старых корней и стволов. «Вишневый сад» согрет и овеян особым чувством – чувством прошлого. Это общее, «чеховское» чувство. «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», - вот, может быть, истинный исток настроений Чехова. Кажется, что в прошлом было нечто важное, более серьезное и значительное, чем все то, что есть теперь. Но так оно и было на самом деле, потому что без прошлого не было бы никакого «теперь», ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.

1 комментарий:

  1. > «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», - вот, может быть, истинный исток настроений Чехова.

    "Нерадостно, конечно, да людей не сокрушить.
    Мечтать предпочитают, а не жить."

    ОтветитьУдалить