Спектакль "Ленкома"
Спектакль "Современника"
Спектакль "Современника"
«До свидания, уходящий век!
Здравствуй, век новый!»
В период работы над пьесой «Вишневый
сад» движения времени нельзя было не заметить. Потребность в действии,
очистительной буре чувствовалось всюду. Иными становились и формы жизни, и
люди. Новые герои вели с собой в 20 век. В «Вишневом саде» Чехов особенно
настойчиво открывает движение времени, смену социальных отношений и
иронизирует над людьми, которые не замечают этого исторического движения, не
способны понять, что происходит, и включиться в движение. Чехов не прощал людям статичности,
желания замкнуться в своей скорлупе. И комизм чеховских рассказов часто
построен на том, что люди не чувствуют, как изменились обстоятельства.
Мотив времени – главный в пьесе: недаром
она начинается с разговора об опоздавшем поезде, а кончается тем, что люди
опаздывают на поезд. Но движение времени подчеркнуто Чеховым в цветении
деревьев, в приближающемся рассвете. Весна, утро – момент перемен в жизни
природы. И ожидания. Время вошло в дом и опустошило его. Это превращение
горько, как разрушение жизни. Не только цвет с деревьев опал, рубят сами
деревья. Как тень прошлого, бредет Фирс. Печальный звук лопнувшей струны и
стук топора завершают пьесу.
В чем вина старого мира? Почему время
так беспощадно расправляется с ним? Ведь здесь были не только празднословие, беспечность,
неумение действовать, но и поэтичность, культура, способность тонко и глубоко
чувствовать.
Чехов поставил своих героев в
критическую ситуацию, когда лишь решительное действие может спасти их от
катастрофы. Но герои спасаются от трагедии не действием, они находят утешение
в том, что страдают. Историческое возмездие состоит в неумении защитить то,
что дорого, в потере чувства времени, в том, что люди не слышат, не осознают
шагов истории, в беспомощности. Они беспомощны перед новым временем и утешают
себя словами, пытаются сохранить поэзию, ничем для нее не жертвуя.
Любовь и участие героини -
бездейственно. Барство, перешедшее в душевную привычку, искажает добрые
стороны характера. Эта бездеятельная любовь погубила вишневый сад. Любовь Раневской
к саду искренняя, но Раневская не в силах защитить свою любовь, бороться за
нее. Таким образом, она не только жертва происходящего, но и виновница его.
Этих людей подводит привычное легкомыслие, они исторически, веками надеялись
на то, что все совершится без их усилий. И
над этим миром праздности, беспечности и безответственности
иронизирует Чехов. Ирония Чехова вызвана не страданиями Раневской, а тем, что
доброта ее неактивна, и поэтому добро оборачивается злом. После торгов
Раневская и Гаев успокоились: то, что тревожило их, прошло и им уже легче
стало, они не чувствуют своей ответственности перед вишневым садом. В
нелепости действий, несоответствии чувств и поступков, растерянности есть
какая-то искаженность. Трагическое состояние находит себе выражение лишь в
комическом поступке.
Чехов не наделяет абсолютной правотой ни
господ, ни Лопахина, ни студента Трофимова. Никто из них не может спасти сад,
указать путь России и деятельно участвовать в ее преображении. Персонажи
пьесы оказываются пленниками одного из времен: либо прошлого, либо
настоящего, либо будущего. Движения и связи времен эти люди или не видят, или
осуществить не могут. И это рождает в Чехове тревогу о судьбах родины,
которая поэтически связана с вишневым садом.
Слово «сад» у Чехова символизирует
долгую мирную жизнь, идущую от прадедов к внукам, долгий неустанный труд, без
которого совесть не бывает спокойной. («Черный монах»). Сад у Чехова – всегда
символ наследственного или потомственного долга или труда. Дерево символизирует
прошлое и, таким образом, саму жизнь. Как все живое, оно ранимо; дерево
несравненно беззащитнее нас и больше, чем мы, нуждается в поддержке и защите.
Мысль о нем дает нам повод подумать и о собственном скоротечном веке, вполне
достаточном, чтобы свести и выкорчевать даже тайгу, но недостаточном для
того, чтобы вырастить «новый сад», хотя бы отдаленно сравнимый с тем, что
был, - нельзя заменить свое прошлое иным, обновленным.
В сознании Лопахина сад присутствует как
целостное понятие во всех его значениях: реальном и символическом. Внутренний
конфликт главного героя пьесы сводится к невозможности обладать садом в
совокупности всех значений. Лопахин понимает, что покупает только реальный
сад – идею красоты и гармонии мира купить нельзя. Ее постижение требует
глубокого ощущения непрекращающейся духовной связи поколений прошлого,
настоящего и будущего Распадение связи времен – вечная тема мировой
литературы («Гамлет»). Всем людям в пьесе дается надежда. Идея вечной красоты
и гармонии остается, даже когда сад уже продан и стучат по деревьям топоры.
Все правы, надеясь на лучшее будущее и веруя
в него.
Сад – олицетворение ценности и смысла
жизни на земле, где каждый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые
побеги бегут от старых корней и стволов. «Вишневый сад» согрет и овеян особым
чувством – чувством прошлого. Это общее, «чеховское» чувство. «Русский
человек любит вспоминать, но не любит жить», - вот, может быть, истинный
исток настроений Чехова. Кажется, что в прошлом было нечто важное, более
серьезное и значительное, чем все то, что есть теперь. Но так оно и было на
самом деле, потому что без прошлого не было бы никакого «теперь», ни
сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете
людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.
|
> «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», - вот, может быть, истинный исток настроений Чехова.
ОтветитьУдалить"Нерадостно, конечно, да людей не сокрушить.
Мечтать предпочитают, а не жить."