среда, 14 марта 2012 г.

Будем говорить на одном языке

И. Шишкин. На севере диком...
     Начинаю "выражаться". Аллюзия, библеизмы, верлибр, гротеск, диалектика души, женская рифма, завязка, инверсия, конфликт, лейтмотив, метафора, несобственно-прямая речь, образ художественный, пафос, реминисценция, сюжет, троп, утопия, фэнтези, хронотоп, цезура, четверостишие, эпитет, юмор, ямб.
    Страшно? На самом деле это всего лишь литературоведческая терминология, без владения которой невозможно адекватно говорить о художественном тексте. Интересно, смысл скольки из взятых навскидку 25-ти терминов вам понятен? Взятых навскидку по одному на каждую букву алфавита - отсюда. Там можно посмотреть и значения других, непонятных, слов, из данного списка и вообще. Для  того, чтобы мы могли понимать друг друга, когда читаем, размышляем, говорим-пишем. Будет полезно и приятно, если в комментарии вы приведёте определения тех терминов, смысл которых почерпнёте из Словаря литературоведческих терминов))) Кстати, этот словарь всегда доступен в блоге из гаджета "Всякие разные словари" - от главной страницы справа.
     Для "перезагрузки" проверим, насколько сформировано представление о том, что такое ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Это краеугольный камень, без понимания сути его читать ХУДОЖЕСТВЕННУЮ литературу бессмысленно.

12 комментариев:

  1. ВОДЕВИЛЬ - вид комедии: пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.
    КЛАУЗУЛА -конец стихотворной строки, группа слогов, состоящая из последнего в строке ударного и следующих за ним неударных.Бывает мужской - с ударением на последнем слоге женской - с ударением на втором от конца слоге, дактилической - с ударением на третьем от конца слоге, гипердактилической - три и более безударных слогов.
    ДЕКЛАМАЦИЯ - искусство выразительного чтения художественных произведений (стихов и прозы)
    ФАБУЛА - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета.
    ТЕТРАЛОГИЯ - произведение одного автора, состоящее из четырех самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую.
    СПОНДЕЙ - в силлабо-тоническом стихосложении условное обозначение сверхсистемного метрического ударения на слабом месте стиха в ямбе или хорее.
    ПАЛИНДРОМ - искусственная поэтическая форма, позволяющая читать слово (строку, ряд строк) как от начала к концу, так и от конца к началу, при этом слово звучит одинаково и имеет одинаковый смысл, например: "А роза упала на лапу Азора".

    ОтветитьУдалить
  2. АЛЛЮЗИЯ - (от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение (например, "Поэма без героя А. Ахматовой насыщена многочисленными культурными, историческими, литературными А.). А. всегда шире конкретной фразы, цитаты, того узкого контекста, в который она заключена, и, как правило, заставляет соотнести цитирующее и цитируемое произведения в целом, обнаружить их общую направленность (или полемичность). В частности, если названия произведений М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого ("Кавказский пленник") - это реминисценция (см.) из пушкинского "Кавказского пленника", то рассказ современного писателя В. Маканина "Кавказский пленный" в целом, несомненно, А., причем не только на названные тексты-предшественники, но и на роман Ф.М. Достоевского "Идиот", где одним из ведущих является мотив "спасительной красоты" ("Красота спасет мир"). Именно аллюзийность, свойственная многим произведениям современной литературы, позволяет в данном случае вскрыть полемику современного автора с классиками. Распространенной разновидностью А. в исторических или фантастических произведениях является намек на современные общественно-политические реалии (например, Ф. Искандер "Кролики и удавы", В. Войнович "Москва 2042" и др.). Ср. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

    ОтветитьУдалить
  3. ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу (см.). Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.(см.)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

    ОтветитьУдалить
  4. ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды П.: героический, трагический, комический.

    ОтветитьУдалить
  5. ХРОНОТОП - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию (см.) произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки (см. КОМПОЗИЦИЯ инверсионная, РЕТРОСПЕКЦИЯ), может быть намеренно замедлено автором (см. РЕТАРДАЦИЯ) или свернуто до ремарки (ср.: отраженное в сознании героя, нарочито медленно движущееся или вовсе "останавливающееся" психологическое время в отдельных эпизодах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и обозначенное одной фразой "прошел год" движение времени в рассказе А.П. Чехова "Ионыч", мотивированное тем, что происшедшие за указанный промежуток события не важны для дальнейшего развития действия); может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения (например, толстовский прием изображения в романе "Война и мир" одновременного действия в различных точках пространства условно называют "в то время как": "В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез... с графом Безуховым сделался шестой удар"). Создаваемое писателем художественное пространство - некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" каморка Раскольникова - замкнутое, противоположный берег Оби, который видит герой в эпилоге, - открытое, разомкнутое пространство), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов Х., как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи и т. п. (временные символы). Кроме того, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется прежде всего Х. (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе (см.), эпическое время в произведениях эпических жанров (см. ЭПОС), субъективно отраженные время и пространство в лирических (см. ЛИРИКА) и т. д.).

    ОтветитьУдалить
  6. ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ) - стихотворная форма, стоящая на своего рода грани между стихом и прозой: в В. отсутствуют рифма, традиционная метрическая организация (равенство акцентов в стихе), количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи у В. сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.

    ОтветитьУдалить
  7. ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу (см.). Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.(см.)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

    ОтветитьУдалить
  8. УТОПИЯ - (от греч. u - нет и topos - место, то есть место, которого нет; или eu - благо и topos - место, то есть благословенное, лучшее место) - жанр, в основе которого лежит изображение вымышленной страны, призванной служить образцом идеального общественного устройства. Слово У. придумано английским писателем Томасом Мором ("Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516)). Наиболее известные в мировой литературе У.: "Государство" Платона, "Город солнца" Т. Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, в русской - "Путешествие в землю Офирскую" М.М. Щербатова, "Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского, "Туманность Андромеды" И.А. Ефремова. Ср. АНТИУТОПИЯ

    ОтветитьУдалить
  9. Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор». Соотношение и гармония этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

    Существуют различные формы юмора: ирония, оксюморон или игра слов, пародия, сатира, сарказм, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.

    ОтветитьУдалить
  10. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

    ОтветитьУдалить
  11. Навскидку не сформулировал чётко определения "диалектики души", "реминисценции" и "тропа". Также знаю несколько значений слова "инверсия", но не уверен, какое из них применяется в литературоведении :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличный результат!
      ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.

      Вознесся выше он главою непокорной
      Александрийского столпа...

      А.С. Пушкин

      Досадно было, боя ждали,
      Ворчали старики...

      М.Ю. Лермонтов

      Удалить