Есть одна старинная притча. Философу
приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись,
он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во
сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк,
которому снится, что он — мудрый старец...
Мотив сна в русской литературе - статья к теме
- "Слово ополку Игореве"
- Сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- В.А. Жуковский «Светлана»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной)
- И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»)
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).
- Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим...
- Сон героя – аллегория будущих событий, их пророческая схема...
- Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма).
- Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.
- Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.
- Сны могут выполнять функцию памяти.
- Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.
"Четвертый сон Веры Павловны...
ОтветитьУдалитьЧетвертый сон Веры Павловны...
Четвертый сон Веры Павловны..
Что делать? Кто виноват?
Виноват Чернышевский, Хрущев виноват,
Виноваты и Сталин и Брежнев,
Виноват я и ты, весь народ виноват,
Что сегодня нам снится как прежде
Четвертый сон... (и т д.)
--
Группа "Среднерусская возвышенность"
Что-то такое сильно странное...
УдалитьСломали мой старый дом
Мне так хорошо было в нем
Пришли и сказали построить должны
Четвертый сон Веры Павловны
Четвертый сон Веры Павловны
Четвертый сон Веры Павловны
Что делать, кто виноват ?
И скажу я тебе - раньше жили на дне
А теперь проживаем во сне
В четвертом сне Веры Павловны
В четвертом сне Веры Павловны
В четвертом сне Веры Павловны
Что делать, кто виноват ?
Виноват Чернышевский, Хрущев виноват
Виноватые Сталин и Брежнев
Виноват ты и я, весь народ виноват
Что сегодня нам снится как прежде
Четвертый сон Веры Павловны
Четвертый сон Веры Павловны
Четвертый сон Веры Павловны
Что делать, кто виноват ?
Ролик о группе - http://www.youtube.com/watch?v=dGSfEVFHOjo
- Эх, Петька, Петька, - сказал Чапаев, - знавал я одного китайского
ОтветитьУдалитькоммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон - что он красная
бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог
взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается
революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал
среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за
саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой
все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с
большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за
коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его
спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной
деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько
безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.
- И что с ним случилось?
- Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.
- А он?
Чапаев пожал плечами.
- Дальше полетел, надо полагать.
- Понимаю, Василий Иванович, понимаю, - сказал я задумчиво.
--
В.Пелевин, "Чапаев и Пустота"
...Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега;
Удалитьснизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок,
куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность,
опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь
с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь
испокон века.
К полуночи косарь дошел до Вощева и определил ему встать и
уйти с площади.
- Чего тебе!- неохотно говорил Вощев.- Какая тут
площадь, это лишнее место..
- А теперь будет площадь. Теперь здесь положено быть
каменному делу. Ты утром приходи поглядеть на это место, а то
оно скоро скроется навеки под устройством.
- А где же мне быть?
- Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до
утра, а утром ты выяснишься.
Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый
сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать
или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала
бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как
умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято
жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны
пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью
передавал медленную освежающую работу сердца - оно билось
вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев
всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно
безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал
замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие
ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме
дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не
разговаривал с воспоминаниями,- каждый существовал без всякого
излишка жизни, и ВО ВРЕМЯ СНА ОСТАВАЛОСЬ ЖИВЫМ ТОЛЬКО СЕРДЦЕ,
БЕРЕГУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА...