среда, 21 ноября 2012 г.

«Сон Обломова» — «увертюра всего романа». Мотив сна в русской литературе

     Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец...


Мотив сна в русской литературе - статья к теме
  • "Слово ополку Игореве" 
  • Сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») 
  • В.А. Жуковский «Светлана» 
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной) 
  • И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова») 
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны) 
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова). 
 Тезисы.
  • Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим... 
  • Сон героя – аллегория будущих событий, их пророческая схема... 
  •  Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). 
  • Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. 
  • Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. 
  • Сны могут выполнять функцию памяти. 
  • Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.
Спасибо блогу "После уроков".

4 комментария:

  1. "Четвертый сон Веры Павловны...
    Четвертый сон Веры Павловны...
    Четвертый сон Веры Павловны..
    Что делать? Кто виноват?

    Виноват Чернышевский, Хрущев виноват,
    Виноваты и Сталин и Брежнев,
    Виноват я и ты, весь народ виноват,
    Что сегодня нам снится как прежде

    Четвертый сон... (и т д.)
    --
    Группа "Среднерусская возвышенность"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то такое сильно странное...
      Сломали мой старый дом
      Мне так хорошо было в нем
      Пришли и сказали построить должны
      Четвертый сон Веры Павловны
      Четвертый сон Веры Павловны
      Четвертый сон Веры Павловны
      Что делать, кто виноват ?

      И скажу я тебе - раньше жили на дне
      А теперь проживаем во сне
      В четвертом сне Веры Павловны
      В четвертом сне Веры Павловны
      В четвертом сне Веры Павловны
      Что делать, кто виноват ?

      Виноват Чернышевский, Хрущев виноват
      Виноватые Сталин и Брежнев
      Виноват ты и я, весь народ виноват
      Что сегодня нам снится как прежде

      Четвертый сон Веры Павловны
      Четвертый сон Веры Павловны
      Четвертый сон Веры Павловны
      Что делать, кто виноват ?

      Ролик о группе - http://www.youtube.com/watch?v=dGSfEVFHOjo

      Удалить
  2. - Эх, Петька, Петька, - сказал Чапаев, - знавал я одного китайского
    коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон - что он красная
    бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог
    взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается
    революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал
    среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за
    саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой
    все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с
    большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за
    коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его
    спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной
    деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько
    безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.
    - И что с ним случилось?
    - Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.
    - А он?
    Чапаев пожал плечами.
    - Дальше полетел, надо полагать.
    - Понимаю, Василий Иванович, понимаю, - сказал я задумчиво.

    --
    В.Пелевин, "Чапаев и Пустота"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега;
      снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок,
      куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность,
      опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь
      с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь
      испокон века.
      К полуночи косарь дошел до Вощева и определил ему встать и
      уйти с площади.
      - Чего тебе!- неохотно говорил Вощев.- Какая тут
      площадь, это лишнее место..
      - А теперь будет площадь. Теперь здесь положено быть
      каменному делу. Ты утром приходи поглядеть на это место, а то
      оно скоро скроется навеки под устройством.
      - А где же мне быть?
      - Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до
      утра, а утром ты выяснишься.
      Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый
      сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать
      или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала
      бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как
      умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято
      жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны
      пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью
      передавал медленную освежающую работу сердца - оно билось
      вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев
      всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно
      безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал
      замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие
      ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме
      дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не
      разговаривал с воспоминаниями,- каждый существовал без всякого
      излишка жизни, и ВО ВРЕМЯ СНА ОСТАВАЛОСЬ ЖИВЫМ ТОЛЬКО СЕРДЦЕ,
      БЕРЕГУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА...

      Удалить