Екатерина II |
Наш разговор о направлениях в искусстве мы начинали вот с этого слайда -
- и разговора о том, что такое образ в живописи, литературе, музыке.
В. Боровиковский написал портрет, который был для его времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма в отличие от господствовавшего в то время в императорских портретах - яркий пример тому портрет работы Ф. Рокотова - классицизма.
Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке опирающейся на посох. Её одежда подчеркнуто неофициальна, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. В этом портрете проявились характерные черты сентиментализма — идеализация жизни на лоне природы, интерес к внутренней жизни человека. Сентиментализм проявляется и в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».
На эпоху сентимантализма пришлась жизнь и активная общественная деятельность
А. Н. Радищева. Трагична его судьба и трагична судьба его самого знаменитого произведения - "Путешествия из Петербурга в Москву"...
Прочитайте отрывки из статьи Г. А. Гуковского "Радищев" о судьбе автора и его книги и посмотрите небольшой фильм о непростых взаимоотношениях писателя и императрицы:
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал много лет. Одновременно он работал над другими произведениями, в стихах и прозе, и чрезвычайно много читал. Он жил интенсивной умственной жизнью, жил всеми интересами своей страны, более того — интересами человечества.
А. Н. Радищева. Трагична его судьба и трагична судьба его самого знаменитого произведения - "Путешествия из Петербурга в Москву"...
Прочитайте отрывки из статьи Г. А. Гуковского "Радищев" о судьбе автора и его книги и посмотрите небольшой фильм о непростых взаимоотношениях писателя и императрицы:
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал много лет. Одновременно он работал над другими произведениями, в стихах и прозе, и чрезвычайно много читал. Он жил интенсивной умственной жизнью, жил всеми интересами своей страны, более того — интересами человечества.
Мировоззрение Радищева углублялось под влиянием тех книг, которые он читал (а он следил за развитием передовой мысли во всех областях человеческого знания и у всех европейских народов), но прежде всего под влиянием тех больших исторических событий, свидетелем которых он был...
Социальные потрясения 1773—1789 гг. сделали его последовательным революционером и демократом. Первым в ряду этих потрясений было восстание, возглавленное Пугачевым. Оно не испугало Радищева, а, наоборот, убедило его в потенциальной политической активности порабощенных народов России. Затем началась американская революция, и Радищев восторженно приветствовал ее как зарю освобождения человечества.
Воодушевленный победой революции за океаном, революции, которую он воспринял как войну народа против всех его угнетателей, Радищев написал наиболее замечательное свое произведение в стихах — оду «Вольность» (1781—1783), гимн революции, приветствие освободившему себя американскому народу и в то же время призыв к революции в России. Видимо, общий подъем освободительных настроений в Европе и в среде русской интеллигенции, связанный с войной за свободу в Америке, заставил Радищева на время поверить в приближение освобождения и для других народов. Ему казалось в это время, что революция сможет произойти вскоре и в России, что час великих переворотов настает для всего мира. Правда, он писал в конце оды «Вольность»:
Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!
Но эта отдаленность, судя по всему тексту оды, для Радищева в начале 1780-х годов измеряется не столетием, а лишь годами. Радищеву кажется, что все «жаждут» революции вместе с ним. Более глубокое изучение русской действительности в последовавшие затем годы убедило его в том, что конец «горестной участи многих миллионов» «сокрыт еще от взора и внучат моих» («Путешествие»).
Второй подъем революционных надежд Радищева падает на 1789—1790 гг., без сомнения в связи с началом революции во Франции. В этот острый политический момент Радищев должен был действовать. Он нимало не был кабинетным человеком, писателем, довольствовавшимся только книжным бунтом в теоретическом плане; он был бойцом и трибуном по натуре, человеком из того материала, из которого делаются вожди народов и революций, человеком прозорливым и твердым, пламенным и осторожным, решительным и настойчивым. Он рвался к практической революционной или, по крайней мере, радикальной общественной деятельности. Но его трагедия заключалась в том, что он не мог обрести подлинно массовой среды для осуществления ее...
Ко времени выхода в свет «Путешествия» Радищев был крупной фигурой в Петербурге. Довольно видный чиновник, друг Воронцова, одного из вожаков аристократической фронды, человек уже немолодой, вполне зрелый, мыслитель огромного размаха и невиданной еще в России глубины, человек колоссальных, энциклопедических знаний, он не мог не импонировать молодым свободолюбцам самых различных группировок. Его влияние, повидимому, становилось опасным, тем более что он имел связи в различных кругах — и среди литераторов, и среди офицерства, и среди купечества, русского и иностранного, и в вельможном кругу...
Радищев был не «одиночкой» и отвлеченным мечтателем. Его деятельность вообще, его выступление с «Путешествием» в частности были результатом большого пути, пройденного русской передовой мыслью до него, и в то же время были высшим проявлением того подъема, который был стимулирован в передовых кругах русского общества волной крестьянских восстаний внутри страны и буржуазными революциями вне ее...
Радищев закончил «Путешествие из Петербурга в Москву» в 1789 г. ...В мае 1790 г. Радищев передал книгопродавцу Зотову 25 экземпляров отпечатанной книги для продажи. Всего было напечатано 600 экземпляров. Несколько книг Радищев роздал своим друзьям; один послал Державину в знак уважения к его творчеству. Экземпляры, продававшиеся Зотовым, разошлись очень быстро. Вокруг книги начался шум. Многие приходили к Зотову в Гостиный двор и спрашивали книгу, о которой говорили в городе. Но Радищев воздержался от продажи дальнейших экземпляров, очевидно потому, что уже были тревожные симптомы в правительственных кругах. Слух о крамольной книге дошел до Екатерины, и самая книга была ей доставлена. Она принялась читать ее и пришла в неописуемый гнев..."
Страшен был царственный гнев просвещённой императрицы...
Спасибо за информацию о портрете блогу "И пальцы просятся к перу".
Про то, что было после Великой французской революции, узнаем из песни Игоря Талькова "Господа демократы":
ОтветитьУдалитьПравдолюбец Радищев после той мясорубки
"Путешествие из Петербурга в Москву"
Чуть с досады не слопал, повредился рассудком,
И, ругая масонов, погрузился в тоску...
Вот полный текст -
УдалитьГоспода-демократы минувшего века,
Нам бы очень хотелось вас всех воскресить,
Чтобы вы поглядели на наши успехи,
Ну а мы вас сумели отблагодарить.
Мы бы каждый, кто чем, выражал благодарность:
Молотилкой - колхозник, рабочий - ключом,
Враг народа - киркою, протезом - афганец,
Ну а я б кой-кому засветил кирпичом.
Вот так! Вот так!
Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так!
Ну а у нас всё через ж...
Господа-демократы минувшего века,
И чего вы бесились, престолу грозя,
Ведь природа - не дура и Бог - не калека,
Ну а вы его в шею - ну так же нельзя!
Может, вам и хотелось наладить всё сразу,
Только спешка нужна при охоте на блох,
А природа не может творить по приказу
и, совсем уж понятно, не может и Бог.
Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так! Ну а у нас всё через ж...
Господа-демократы, вы знали примеры,
Когда ваши коллеги учинили террор:
Истребили цвет нации мечом Робеспьера,
И Париж по сей день отмывает позор.
Правдолюбец Радищев, после той мясорубки,
"Путешествие из Петербурга в Москву"
Чуть не слопал с досады, повредился рассудком
И, ругая масонов, погрузился в тоску.
Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так! Ну а у нас всё через ж...
Господа-демократы, поспешите воскреснуть,
Выходите на суд одураченных масс:
Пусть ответят за всё Чернышевский и Герцен,
И мечтатель Белинский, и мудрец Карла Маркс;
Пусть ответят и те, что пришли вслед за вами
Вышибать из народа и радость и грусть,
И свободных славян обратили рабами,
И в тюрьму превратили Великую Русь!
Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так! Ну а у нас всё через ж...
Через тернии к звёздам!
Можно посмотреть - http://www.youtube.com/watch?v=qOxIkdpDjhc
А что именно чуть не слопал Радищев?
ОтветитьУдалитьПроизведение своё. "Правдолюбец Радищев, после той мясорубки,
Удалить"Путешествие из Петербурга в Москву"
Чуть не слопал с досады..."